search
main
0

Новые горизонты «Леонардо»

Проектно-исследовательская деятельность как глобальный тренд ближайшего будущего

Развитие проектно-исследовательских компетенций обучающихся – одно из приоритетных направлений современной школы. Учить самостоятельно думать, стремиться к развитию творческих способностей – это требования к профессиональной деятельности учителя ХХI века.

Московский международный фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» становится все более востребованным, поскольку обозначенные выше теоретические постулаты получают каждый год новое научное обоснование, выстроенное на основе гибкого и педагогически выверенного использования различных форм и моделей привлечения к продуктивной деятельности ребенка с дошкольного возраста.

В помощь одаренным детям

Учредители фестиваля – школа №1409, Московский педагогический государственный университет, Московский архитектурный институт (Государственная академия), Ассоциация лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов – ставят своей целью создание творческой и благожелательной атмосферы, способствующей раскрытию талантов юных в образовательной парадигме «школьник – учитель – преподаватель высшей школы/представитель науки – студент – родители».

В работе фестиваля активное участие принимают представители партнеров – НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики), издательство «Просвещение», Школа права юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, издательство «Национальное образование», Лаборатория Касперского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, а также представители сотрудничающих с оргкомитетом фестиваля иных государственных и общественных структур.

Большую помощь в реализации задач фестиваля оказывают информационные партнеры – журнал «Вестник образования России», «Учительская газета», «Педагогический университет», «Навигатор 1409».

Эксперты фестиваля – доктора и кандидаты наук, методисты, воспитатели и учителя, имеющие опыт моделирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

В этом году экспертный совет фестиваля разработал и апробировал новые способы поддержки и развития детской одаренности в инновационном дистанционном формате.

Организация 19 секций по различным направлениям науки позволила прошедшим в финал представить результаты своей работы в режиме онлайн. Каждый проект был по-своему интересен и поддержан членами авторитетного жюри.

В целях организации дистанционного общения учащихся в рамках фестиваля был запущен конкурс лучших роликов «Мой проект», получивший высокую оценку родителей и школьников как форма креативного диалога участников фестиваля о творческих поисках и их результатах.

Для размещения исследовательских проектов было создано два YouTube-канала: для исследовательских проектов дошкольников – канал FestivalML, для размещения видеороликов участников конкурса – канал Myproject_Leonardo.
Среди победителей конкурса лучших роликов – учащиеся Колледжа по туризму имени Марко Поло г. Римини, лицея «Паоло Дьяконо» г. Чивидале-дель-Фриули (Италия).

В ближайших планах экспертного совета проведение форума школ Москвы, активно и плодотворно развивающих технологии проектно-исследовательской деятельности. Форум должен стать диалоговой образовательно-просветительской площадкой, объединяющей, с одной стороны, представителей педагогической науки и учителей, активно занимающихся вопросами формирования у учащихся научных подходов к исследованию мира и самостоятельного конструирования ими материальных и иных объектов, с другой – учащихся и их родителей, заинтересованных в поддержке творческих инициатив своих детей.

В программу форума включены мероприятия, нацеленные на осмысление педагогическим сообществом путей совершенствования профессиональных компетенций учителей в области обучения школьников проектно-исследовательской деятельности.

Фестивалю «Леонардо» в следующем году будет 15 лет. Как и его основоположнику – школе №1409. За эти годы учителями школы накоплен уникальный продуктивный опыт развития интеллектуального потенциала ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности. И вместе с тем каждый новый учебный год – это поиск новых форм, нового содержания учебного исследования конкретного ребенка.

Ирина ПОДРУГИНА, доктор педагогических наук, профессор МПГУ, председатель оргкомитета Московского международного фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Превращаем проблему в возможности: диалоги о моделировании исследовательского поиска

Ирина ПОДРУГИНА:
– В нашей команде учителя разных дисциплин. И это замечательно, мы создали мультидисциплинарное сообщество учителей для взаимообогащения и взаимопомощи в процессе поддержки и развития юных исследователей нашей школы. Важное условие этического порядка – наше взаимодействие должно строиться на основаниях позитивности и доброжелательности.
Напишите в группу, какую идею вы планируете запустить для развития исследовательского проекта в этом году. Планируется групповой или индивидуальный проект? С каким классом, учеником? Проблема для решения? Почему это будет актуально? Какой продукт и результат планируете? Ждем ваших размышлений в свободной форме. Обсудим здесь же, в группе.

Наталья РЫЖКОВА, учитель географии школы №1409:
– Наша с учениками задумка заключается в изучении жизнестойкости растений, высаженных нашим классом на пришкольной территории. Мы хотим опытным путем определить способность растений прижиться в разных климатических условиях.

Александр ОДИН, учитель технологии школы №1409:
– На предстоящий учебный год мы получили обширнейшее поле для исследований, связанных с устройствами и технологиями, которые будут способны помочь людям комфортно существовать в условиях, сложившихся в современном мире.
Разработка и исследование таких устройств и технологий приобретут актуальность и значимость, так как люди в последние месяцы столкнулись с множеством проблем организации своей жизнедеятельности. Мы с учащимися расширим направления исследований, связанных с разработкой робототехнических устройств различного назначения, но в первую очередь тех, которые способны помочь человеку полноценно и комфортно существовать, не подвергая риску жизнь и здоровье, и собственное, и окружающих. Титульным направлением, над которым мы продолжим работу, будет совершенствование проекта «Школьная комплексная информационная система». Мы считаем, принимая во внимание недостатки уже действующих средств обучения, что он, во-первых, может стать базой для более масштабного проекта «Умная школа» и, во-вторых, приобретет роль одного из инструментов для организации дистанционных занятий педагогов и учащихся.

Ирина ПОДРУГИНА:
– Научить проводить такие культурологические экскурсии обязательно надо. В нашей школе это направление формирования речевых умений школьников уже стало традицией, и важно, что вы его поддерживаете. Дети, которых этому научили, уходят, приходят следующие, и как хорошо, если они смогут интересно, ярко рассказать о каком-то знаковом для них или их родителей месте в Москве на иностранном языке. Продуктом может стать брошюра или ролик на две минуты. Посмотрите, какие видео делают дети с родителями на нашем YouTube-канале. О Москве, кстати, не было. Так что вы будете новатором! Какая книга может стать источником вдохновения? Какую предложите детям? Ответ разместим на сайте.

Михаил АШУРОВ, учитель английского и испанского языков школы №1409:
– Предлагаю следующую идею проекта – создание учащимися собственного маршрута по Москве.

Светлана ВОЙЦЕХОВИЧ, учитель математики школы №1409:
– В качестве проекта хотела бы предложить две темы, на мой взгляд, достаточно актуальные для школы. 1‑я – «Образ современного классного руководителя глазами детей» и 2‑я – «Экология школьного пространства». Первая тема имеет скорее психолого-педагогические аспекты и нацелена на исследование в этих областях. Анализ работы успешных классных руководителей, трансляция опыта, создание методических рекомендаций, новые идеи. Вторая тема имеет более научный и исследовательский характер и может объединять в себе такие области знания, как химия, биология, математика и информационные технологии, что позволит отработать межпредметное взаимодействие.

Ирина ПОДРУГИНА:
– Оба направления интересны. Работа над первым проектом должна быть очень четко выверена с точки зрения адекватности оценок личностных и профессиональных качеств человека. Для этого нужно дать в руки юному исследователю инструменты – научные методы проведения данных процедур.

Есть подводные камни психолого-педагогического плана. Думаю, лучше начать с анализа деятельности успешного руководителя в любой другой области в соответствии с научно обоснованными критериями. Сейчас в пространстве Интернета можно выбрать для анализа любую харизматичную фигуру руководителя (желательно позитивную). Можно проанализировать любые аспекты его поведенческого стиля. Например, коммуникативные – речь, взаимодействие с окружающими, способы разрешения конфликтных ситуаций (могу порекомендовать работы по критериям). Оценить логику и успешность его профессиональной деятельности (здесь нужна ваша область – математика). Тогда по аналогии в формате эссе могут быть оформлены и рекомендации «Каким быть классному руководителю?». Или что-то подобное. Этот проект многоаспектный, для группы преподавателей.

Удачи в реализации позитивных идей всем коллегам!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте