Наша школа, как и все общеобразовательные организации страны, начала работу в режиме дистанционного обучения. Девятиклассники активно включились в образовательный процесс с 30 марта. Ученики 1-8‑х классов в период с 30 марта по 3 апреля начали апробацию дистанционного обучения. Первая неделя была самой трудной, так как предстояло решить множество организационных вопросов. Администрация школы и педагогический коллектив в короткие сроки определились с платформами и программами, которые планировалось использовать при дистанционной организации учебного процесса.
Классным руководителям необходимо было объяснить ученикам и их родителям, как именно дети будут получать задания, куда отправлять их на проверку, как будут проводиться уроки и многое другое. В первую неделю мы налаживали систему взаимодействия между учителями, школьниками и родителями. Коммуникационный процесс выстраивался преимущественно с использованием системы «Электронный журнал/дневник» и мессенджера WhatsApp.Учителя заполняли журнал в соответствии с расписанием учебных занятий, прикрепляли пояснительные файлы (тренировочные задания для самостоятельных работ, видеоуроки, презентации и т. д.), записывали домашнее задание. Некоторые школьники испытывали трудности при работе с прикрепленными файлами и при загрузке выполненных работ, именно поэтому стал использоваться мессенджер WhatsApp.Со второй недели абсолютно все обучающиеся активно включились в образовательный процесс. Учителя и ученики столкнулись с новыми проблемами. Система электронного журнала/дневника начала давать сбои из-за наплыва пользователей. Поэтому классные руководители и учителя-предметники стали создавать групповые беседы для мгновенного обмена сообщениями, материалами к урокам и быстрого решения организационных вопросов. Например, так появилась группа учеников 7‑го класса и их родителей. Учитель математики создал групповую беседу в социальной сети «ВКонтакте». Здесь ученики и учитель обмениваются материалами, необходимыми для проведения уроков (презентации, видеоуроки, задания и т. п.), проводятся консультации.Общение с детьми через мессенджеры и социальные сети оказалось более удобным, так как в системе электронного журнала/дневника нет возможности обмениваться файлами большого объема.Большинство уроков педагоги проводят в онлайн-режиме с использованием приложения ZOOM. У программы есть бесплатная версия, поэтому ее смогли установить все обучающиеся.ZOOM позволяет не только видеть и слышать друг друга. В платформу встроена интерактивная доска, которую можно использовать как обычную классную доску – писать на ней или печатать текст, выполнять различные построения. Данное приложение позволило проводить уроки в привычном формате, начиная с организационных моментов и актуализации знаний по теме и заканчивая подведением итогов урока. Видеосвязь дает возможность провести устный опрос учеников. Как обычно, организуются работа по изучению новой темы, конечно же, закрепление пройденного материала и отработка его применения на практике. Каждый участник онлайн-урока может писать на доске, а учитель – демонстрировать любой материал – презентации, видео, фотографии и рисунки, таблицы, электронные книги и многое другое. Открыв на своем рабочем столе карточку с заданием, педагог проводит самостоятельную работу. При этом у него есть возможность видеть всех учеников в ходе ее выполнения. Выполнив задания, ребята фотографируют ответы и отправляют их с помощью мессенджера WhatsApp.Помимо онлайн-уроков учитель математики выбрал один день для самостоятельной работы обучающихся. В этот день школьники выполняют тренировочные задания на различных платформах.Математик использует в своей работе следующие платформы: «Решу ОГЭ», Фоксфорд, Учи.ру и ЯКласс. На платформах ЯКласс и Учи.ру работают ученики 5-8‑х классов. Учитель составляет для ребят тренировочные карточки с заданиями, которые можно подобрать для каждого индивидуально в зависимости от того, какие темы необходимо подтянуть. На платформах Фоксфорд и «Решу ОГЭ» работают девятиклассники. В основном эти платформы используются с целью подготовки к экзаменам. Задания для каждого ученика подбираются индивидуально с учетом его способностей.При организации дистанционного обучения возникало немало трудностей. Например, отсутствие Интернета у учителей и школьников.Для педагогов, у которых не было возможности проводить уроки из дома, были организованы рабочие места в школе с соблюдением всех мер безопасности. Также учителям была предоставлена возможность использовать свои рабочие компьютеры дома.Ученики, у которых нет компьютеров, могут обучаться дистанционно, используя телефоны с выходом в Интернет. В случаях, когда у ребят вообще нет доступа к Сети, педагоги просто звонят им по телефону.Самыми сложными были первые недели, и связано это было прежде всего с психологической неготовностью к дистанционному обучению. Перед детьми и их родителями стояла трудная задача – организовать свою работу в домашних условиях, научиться пользоваться новыми для них приложениями и программами. Педагогам в короткие сроки необходимо было освоить новые программные продукты, продумать организацию уроков в онлайн-режиме, определить платформы для занятий и многое другое.Но все трудности наш коллектив, как и педагоги любой другой школы, старается как можно скорее преодолеть.Сегодняшняя ситуация заставляет нас переосмыслить традиционные принципы организации обучения, перед нами открываются новые горизонты. Но главное, что мы уже поняли, – никакие форматы дистанционного обучения не заменят живое общение между педагогом и детьми.Елена ИЛЬИНА,учитель Михеевской основной школы Медынский район, Калужская областьP.S.Для тех учеников, которые не смогли участвовать в онлайн-уроках, мы записали видеоролики. Просмотрев их, ученик может легко выполнить базовые задания. Несколько ссылок в помощь коллегам:yadi.sk/i/LQJiAI5j1KSdBQ – инструкция по использованию системы ЯКласс для детей;yadi.sk/i/rutGp63eGBeTrQ – умножение десятичных дробей (для 5‑го класса);yadi.sk/i/0jeTJR8fsfASdw – свойства прямоугольного треугольника (для 7‑го класса).
Комментарии