Конференция, проходящая под эгидой проекта Департамента образования и науки города Москвы «Университетская среда для учителей» в Президентской академии, обозначила наиболее актуальные вопросы образовательной политики учителя. Важно отметить, что приоритетом в тематике стало психологическое сопровождение педагогической деятельности.
Это свидетельствует о том, что в ситуации изменчивости и переключения на технологические рельсы все так же востребованы как психологические исследования, так и реальная непосредственная психологическая помощь. Благодаря трем секциям «Учительская», «Педагогический совет», «Классный час» удалось поработать в различных ракурсах, посмотрев на образовательный процесс с различных точек зрения. Следует обратить внимание на активную работу учителей в формате круглых столов «Психологические техники в работе учителя», «Техники профессионального самоопределения», «Вопросы психологии».
Новаторским было выступление К.Д.Терешкиной (школа №1095) с докладом в области мультимедийного сторителлинга, в котором она поделилась опытом успешной реализации творческих мультимедийных проектов, позволивших учителю развивать коммуникационные компетенции учащихся, их цифровую грамотность. В целом приемы дали мощный толчок к активизации творческих способностей, регулятивных и познавательных навыков и умений. Повысилась мотивация к обучению младших школьников. Данный процесс включил в творчество и родителей. Были освоены форматы новых сервисов Thinglink, Pow Toon.
Мультимедийная история позволила освоить такие важные элементы, как интерактивый каркас, сюжетная линия, цифровые иллюстрации, диалоговый контент. Это своего рода конструктор, позволяющий младшему школьнику посвоему изложить ту или иную историю, создать проект. Большое внимание в процессе обсуждений вызвала тематика групповых форм работы со школьниками. Речь шла об активизации школьного восприятия через внедрение ролей и игровых правил. Так, много откликов получила технология «Консультант». Успешные в предмете ученики получают право объяснять, консультировать и оценивать работу остальных учащихся. А.Ю.Чирво из школы №648 успешно применяет данную технологию на уроках английского языка. В итоге успеваемость и качество обученности учащихся возрастают. Уходит страх оценки, появляется мотивация к изучению предмета. Благодаря множеству игровых приемов уроки английского языка приобрели любовь учащихся, что позволило учителю достичь высоких результатов.
В рамках секции «Педагогический совет» Михаил Кондратьев предложил подумать о поощрении активности и инициатив не только школьников, но и учителей. Речь шла о волонтерстве как ценности в самоопределении, ценности профессионального развития. Для опытного учителя это важный этап наставничества, самосовершенствования в процессе передачи мастерства молодым. В этом ключе стоит говорить о создании сообщества профессионалов, которому требуется поддержка администрации. На сегодняшний день мы рассматриваем важность стимулирования труда учителя. Кроме материальной поддержки все чаще учителя думают о предоставлении возможностей для обучения и профессионального роста, возможности выбора. С управленческой, административной точки зрения мы говорим больше о стратегических целях развития. Кадровый учительский потенциал необходимо постоянно использовать, изучая мотивацию сотрудников, их ценностносмысловые ориентиры. Это включает и гибкую систему стимулирования, и волонтерство учителей, и диалог с учителем (обсуждение его идей, мотивов, устремлений). Несмотря на новшества в системе обучения, учитель остается центром притяжения, магнитом. Именно на учителей идут дети, родители и сами учителя. Сильный педагогический коллектив, несомненно, залог успешного будущего школы.
Рекомендации учителям к началу учебного года:
- создавайте благостную атмосферу в классе, школе, среди коллег;
- улыбайтесь;
- умейте найти время для веселья на уроке. Это снимает напряжение и создает мотивацию к обучению;
- применяйте групповые игровые приемы;
- владейте психологическими приемами совладания со стрессом, профессиональным перегоранием (приемы «Квадраты Декарта», дыхательная техника по квадратам, телесные практики расслабления, расфокусировка внимания, актуализация ярких добрых воспоминаний);
- подумайте о профилактике конфликтных ситуаций, учитесь правильно реагировать в критические моменты (работа с конфликтом через актуализацию позиций учащихся, их причин);
- используйте техники профессионального самоопределения на классных часах (информирование, профильные практики, предпрофессиональные пробы, круги Эйлера, консультационные листы);
- обращайтесь к психологу с доверием и конструктивом.
Традиции школьно-вузовского партнерства и преемственности
Подводя итоги конференции, хочется отметить, что система методического профессионального взаимодействия и сотрудничества школьных учителей и сотрудников академии может раздвинуть профессиональные горизонты учителя, преподавателя. Совместные обсуждения в формате диалога расширяют грани восприятия образовательного процесса как в школе, так и в вузе. А самое главное формируются традиции школьновузовского партнерства и преемственности.
Мы уверены, что опыт совместных конференций следует развивать и упрочнять.
Елена УЛУНЯН, психолог, эксперт, победитель гранта Москвы, ведущий сотрудник ЦКРОО РАНХиГС
Комментарии