Система среднего профессионального образования в наши дни меняет не только траекторию своего развития, но и образования в целом. Формируются новые направления развития СПО, появляются те самые профессии будущего, в которых заинтересовано общество и которые привлекают молодежь. Можно сказать, что на наших глазах формируется новый ландшафт системы профобразования, обеспечивающий гибкое реагирование на социально-экономические изменения в обществе.
Политехнический колледж №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова – одно из старейших образовательных учреждений Москвы. Он ведет свою историю с 1920 года, когда при Государственном авиационном заводе №1 была открыта школа заводского ученичества рабочих кадров. История нашего колледжа прочно связана с историей страны. Менялась жизнь, и колледж, как бы он ни назывался – ремесленное училище, профессионально-техническое, техникум, – неизменно готовил кадры, необходимые промышленности и экономике. Сейчас политехнический колледж №8 – ведущий центр инновационного профессионального образования Москвы по направлению «Авиационно-космическое машиностроение».
Деятельность и постоянное развитие колледжа направлены на развитие промышленности города. И здесь складывается следующая картина. Во-первых, совершенствование образовательного процесса повышает качество подготовки выпускников. При этом в учебе становится все больше аспектов практической направленности, что улучшает понимание выпускниками основных процессов, происходящих на предприятии. Во-вторых, успешная реализация программ дополнительного профессионального образования повышает уровень профессионализма студентов. В-третьих, качественная работа по трудоустройству выпускников по полученной профессии или специальности положительно влияет на динамику развития отраслевых предприятий и на продуктивность деятельности молодых специалистов.
В профессиональных образовательных организациях получаемые знания должны быть тесно интегрированы с практикой, в противном случае специалист не станет востребованным на рынке труда, а уровень его квалификации не заинтересует потенциальных работодателей. Вместе с нашими партнерами-работодателями – ведущими предприятиями города и страны – концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), ММЗ «Авангард», НПП «Салют», Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал», МПО имени И.Румянцева, Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В.Хруничева и другими – управленческая команда колледжа осуществляет прогнозирование перспективных направлений разработки содержания и направлений (профилей) дополнительного профессионального образования и профессионального обучения взрослых в соответствии с потребностями рынка труда Москвы.
Участие индустриальных партнеров в реализации совместных программ позволяет решать следующие задачи в области учебной и учебно-методической работы: организация производственной практики и стажировки студентов на предприятиях, устойчивое развитие материально-технической базы колледжа, повышение качества преподавания дисциплин профессионального цикла, координация профориентационной работы, гарантированное трудоустройство. Обучение в политехническом колледже №8 – это хороший старт для формирования успешной профессиональной траектории. Не испытывают проблем с трудоустройством выпускники, получившие квалификацию в сфере электроники, радиотехники, машиностроения. Сюда можно смело добавить профессии и специальности, связанные со сферой обслуживания, например, автотехнологии (техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей). В колледже выстроена гибкая, динамичная и эффективная модель партнерства с предприятиями, работает центр содействия трудоустройству выпускников. Высокий уровень подготовки студентов политехнического колледжа №8 делает их востребованными на любом производстве. Тесное сотрудничество учреждений колледжа с крупными холдингами и предприятиями откроет для нас новые горизонты возможностей – в масштабах всей столицы позволит поднять уровень профессиональной подготовки рабочих кадров, вырастить специалистов с необходимыми компетенциями, готовых к работе на современном оборудовании во всех сферах промышленного машиностроения.
В наши дни поддержка среднего профессионального образования – один из вариантов через несколько лет полностью обеспечить кадрами российское производство. Но обучение должно быть личностно ориентированным, а реализация такой системы обучения требует смены векторов в педагогике: от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности студента.
Без комплексной поддержки индустриальных партнеров совершенствование института профессионального образования невозможно, партнерство в сфере профессионального образования – ведущий механизм достижения качества образования. Сотрудничество нашей образовательной организации с работодателями позволяет педагогическому коллективу выстраивать единое образовательно-информационное поле, а студентам колледжа – максимально реализовывать себя и в учебном процессе, и во внеучебной деятельности, что позволяет сочетать формирование не только профессиональных компетенций, но и таких личностных качеств, как гражданская зрелость, чувство ответственности, лидерские качества, патриотизм.
В колледже идет постоянная работа, направленная на издание научно-методических и иных разработок образовательного назначения, содержащих материалы в области развития системы среднего профессионального образования и профессионального обучения, дополнительного образования, профессиональной переподготовки различных категорий обучающихся. Политехнический колледж №8 как многопрофильное образовательное учреждение сегодня предлагает не только обучение и образовательный контент, но и новую концепцию формирования образовательной среды, которая включает в себя бумажные и электронные учебники и учебно-методические пособия, обучение на проэмуляторах – компьютерных имитаторах станков и обучение и методическую поддержку педагогов, что особенно важно в современных условиях.
В политехническом колледже №8 разработана и апробирована технология создания и развития единого образовательно-информационного пространства на различных уровнях: общеинформационном, системообразующем и частно-предметном. Основное назначение ресурсов – аккумулирование и систематизация в себе основных информационных потоков. Все это входит в программу инновационного развития нашего колледжа. Своевременность разработки программы инновационного развития обусловлена, с одной стороны, необходимостью более эффективно решать задачу подготовки и переподготовки рабочих кадров для российской промышленности, в частности для военно-промышленного комплекса, а с другой – наличием ряда факторов, которые делают жизненно необходимым развитие данного направления. При этом для выполнения программы на сегодняшний день складываются необходимые предпосылки, позволяющие рассматривать эту деятельность не только как актуальную, но и как востребованную, а также экономически эффективную.
Следует сказать и о развитии новых технологий образования в колледже и, как следствие, о трансформации системы оценки. Происходит переход от иерархической системы оценки (когда педагоги оценивают своих студентов или вышестоящие оценивают подчиненных) к так называемой круговой оценке: все оценивают всех. С точки зрения образовательного процесса итоговая оценка каждого складывается из оценок всех, с кем учащийся взаимодействовал в процессе образования (например, реализуя образовательный проект), и это дает более полное представление и о текущих качествах учащегося, и о зонах развития. Кроме этого, оцениваются не только студенты, но и педагоги, содержание обучения, образовательное пространство, и такая оценка позволяет гораздо быстрее и результативнее структурировать компоненты образования.
Поворотным моментом в направлении эффективных управленческих решений в колледже послужило Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию, в котором было сказано о необходимости подготовить около одного миллиона рабочих кадров в течение ближайших пяти лет.
На сегодняшний день в колледже учатся более 1800 студентов, образовательная организация осуществляет подготовку специалистов по 18 профессиям и специальностям, в том числе и таким, как «мехатроника и мобильная робототехника», «технология машиностроения», «наладчик станков и оборудования в механообработке», «оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств», «контроль работы измерительных приборов», «монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств» и другим.
Мы постоянно развиваем дополнительное образование детей и подростков на базе нашего колледжа. В кружках и секциях по авиамоделированию, основам технической механики, конструированию, 3D-моделированию, дизайн-студии и других занимаются школьники и студенты города. Занятия в кружках технического творчества проводят не только педагоги колледжа, но и лучшие студенты. Это повышает престижность системы среднего профессионального образования и расширяет ее возможности: детям всегда нравится, когда с ними общаются, занимаются старшие ребята.
Современные кружки, секции, студии – это просто образовательное пространство, но пространство совместного развития. Иными словами, система дополнительного образования – это некий образ совместного будущего, в котором каждый может развиваться вместе с другими и с помощью других. Именно потому так интересен и значим проект «Кружки от чемпионов» – возможность для московских старшеклассников и студентов колледжей перенять опыт и знания у победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства.
Как и чему учат в многочисленных кружках, секциях, студиях нашего колледжа? Важно помнить, что задача дополнительного образования – это не только узкоспециальное обучение, но и формирование эмоционального восприятия жизни, способности отличать хорошее от плохого, прививка художественного вкуса, чтобы затем на всю жизнь сохранить культурное здоровье.
Тот, кто хочет двигаться вперед, не имеет права отставать не только от развития в сфере техники и технологии, наукоемких производств, но и в области воспитания активного гражданина. Цель нашего колледжа – и дальше находиться в числе лидеров!
Александр СУМСКОЙ, заместитель директора политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова
Комментарии