search
main
0

Новые формы работы есть, новых методик для этого нет

​Лариса ПАРАМОНОВА, директор Научно-исследовательского института дошкольного образования имени А.В.Запорожца, академик Российской академии естественных наук, председатель Российского национального комитета Всемирной организации по дошкольному воспитанию, доктор педагогических наук: – В федеральных государственных требованиях вначале все говорится о развитии, о продуктивных видах деятельности, а в конце основными показателями готовности ребенка к школе почему-то выделены такие, как уметь слушать, понимать, работать по подражанию, по образцу. То есть авторы ФГТ имеют в виду уже не наши ДОУ, развивающие личность ребенка, а что-то другое.

Такие исследователи, как В.Слободчиков, Ю.Громыко, их сотрудники, опираясь на труды немецких ученых, на фундаментальный труд Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», стали серьезно и настойчиво обращаться к антропологическим идеям в образовании, обращая внимание на необходимость признания человеческой личности и индивидуальности как самоценности. А.Запорожец, известный детский психолог, создавший в 60-м году наш институт, показал, что если дошкольник прожил полноценную жизнь, развивался, значит, в будущем этот взрослый человек имеет все возможности быть тоже успешным, что благодаря специфически-детским видам деятельности развиваются ценнейшие человеческие качества, которые затем войдут в золотой фонд зрелой личности взрослого человека.Важный показатель качества дошкольного образования, на мой взгляд, – это создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении. Прежде всего речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и с окружающими. Среди причин нарушения этого внутреннего спокойствия – повышенная тревожность (сейчас дети этим отличаются), детские страхи, связанные с тем, что ребенку, например, предстоит выступать перед всеми, а он ужасно этого боится, или, скажем, он с чем-то не справится, не успеет что-то сделать, а также неудовлетворение основных его потребностей.Для ребенка важно признание детского сообщества, и прежде всего играющими. В свое время в нашем институте А.Раяк провела уникальное исследование, где показала: среди детей всегда есть в коллективе 2-3, а то и больше детей, которых никогда не принимают в подлинно самодеятельную сюжетную группу. Они всегда вроде бы рядом вертятся, но в группе не имеют ни роли, ни чего-то другого. Это, как образно выразилась Раяк, в дальнейшем люди-изгои. Они уже чувствуют себя всегда неполноценными. У них с детства есть неудовлетворение в общении со взрослым, роль которого меняется каждый раз. С маленьким ребенком это улыбки и телесные контакты, со средним ребенком – ответы на вопросы, тут взрослый для ребенка ответчик на все вопросы, поэтому на этих механизмах надо и строить общение. У ребенка всегда есть потребность в активном, самостоятельном познании, в проявлении своего волеизъявления. Все ли потребности мы всегда имеем в виду и удовлетворяем их? Я думаю, нет. А если это так, тогда мы не можем говорить, что наши дети находятся в комфортном состоянии.Эти потребности находятся в тесной взаимосвязи и удовлетворяются в разных видах детской деятельности. Однако реализация деятельного подхода часто приобретает искаженный характер, в основном это искажение заключается в следующем. Если для ребенка важен сам процесс деятельности, то для педагога – результат: как красиво нарисовал, как аккуратно сделал. При этом процессу деятельности педагог почти совсем не уделяет внимания. Я должна отметить, что есть такие методисты, которые проверяют и оценивают работу воспитателей тоже по детским работам, именно поэтому воспитатели вынуждены иногда и дорисовать за ребенка, и сделать какую-то работу лучше, что совершенно, на мой взгляд, неверно.Перед нами нынче стоят две задачи – научить, то есть дать инструментарий в руки педагогов по построению играющего детского сообщества, где все дети будут приняты и могут встраиваться в это играющее детское сообщество, и обучающегося детского сообщества, потому что они учатся не только от нас с вами, они учатся друг у друга, а мы вторую эту часть совсем закрываем, что совершенно неверно. Благодаря этому они могут между собой что-то обсуждать, общаться, искать общие решения и быть безумно рады своему вкладу в решение той или иной задачи. Александр Запорожец не случайно выделил и назвал их «интеллектуальные эмоции». Это обучающееся детское сообщество, играющее детское сообщество – наши с вами задачи, в широком смысле слова, которые мы обязательно должны сейчас решить. И это, на мой взгляд, тоже очень важная часть модернизации образования.В письмах, которые мы получаем, один и тот же вопрос: «Почему все время педалируется только одна программа – программа «Успех»? Почему другие с ФГТ не согласованы?» Есть наша программа «Истоки», ее четвертое издание доработано и переработано в соответствии с ФГТ, позволяет следить за динамикой развития каждого ребенка, группы и детского сада в целом, то есть оценивать успешность освоения программы и развития детей. И конечно же, я надеюсь, что будет экспертный совет из очень высоких профессионалов, для того чтобы в наши детские сады пришли грамотно выстроенные программы. Ведь у нас такая замечательная отечественная наука – и психологическая, и педагогическая, что мы можем ею гордиться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте