Татьяна ФИЛЬЧАГИНА, доцент кафедры экономики образования МИОО: – Как известно, в среднем учителя в Москве получают 25-30 тысяч рублей в месяц. Но учитель иностранного языка в зависимости от нагрузки может получать и около 100 тысяч рублей согласно постановлению Правительства Москвы №523-ПП, установившему отраслевые надбавки и доплаты, учителя иностранного языка получают значительно больше, чем учителя по другим предметам с тем же уровнем образования и нагрузки.
В базовой части оклада учителей московская система оплаты труда достаточно похожа на новую систему оплаты труда и зависит в первую очередь от нагрузки. В среднем эта нагрузка 18 часов в неделю, на практике – от 3-6 часов для студентов педвузов, совмещающих работу с учебой, до 27 и более часов для учителей, имеющих большую нагрузку. Оплата труда зависит и от разряда, устанавливаемого с учетом уровня образования, и от стажа работы учителя. Разряды с 7-го по 12-й присваивает педагогу школьная комиссия, 13-й разряд – окружная, 14-й – городская. В результате учителей, имеющих в Москве разряд ниже 11-го, почти нет. Иногда директор школы использует присвоение 12-го разряда как стимулирующую надбавку, так как у него нет средств на надбавки стимулирующего характера, а присвоение разряда может быть одним из немногих способов повысить заработок учителя.То есть системы оплаты труда в столице и в регионах, которые ввели НСОТ, похожи: в Москве тоже есть оплата всех видов деятельности учителей. Однако в той же Тюмени сама школа определяет, как и сколько оплачивать каждому учителю за проверку тетрадей, подготовку к урокам, заведование кабинетом и так далее, а в Москве это жестко регулируют постановления городского правительства, не всегда учитывая тот или иной вид деятельности. В результате, например, два учителя математики с одинаковой нагрузкой (в 18 часов) могут получать одинаковую зарплату, хотя подготовка к урокам в разных классах требует разной по времени и объему работы. Не учитывается при оплате труда и то, что учитель, например, может не проверять тетрадей, хотя ему за это доплачивают, а вместо этого предлагать детям тесты, готовя к ЕГЭ. Целесообразно сделать так, чтобы школы сами могли решать, как оплачивать такую работу.Вторая часть НСОТ – стимулирующие надбавки, которые выплачиваются, например, молодым специалистам, но порядок их выплаты, размеры установлены тоже Правительством Москвы, родители к распределению стимулирующих выплат нынче не имеют никакого отношения, а управляющих советов, подобно тем, что есть в регионах, вводящих НСОТ, в Москве единицы. И управляющие советы нужно в столице создавать, и мониторинг родительского мнения проводить, иначе качество столичного образования не будет возрастать так, как того требует инициатива «Наша новая школа». А какой вы, уважаемые коллеги, видите систему платы труда в московской системе образования? Или вам все равно, что за вас решат чиновники?
Комментарии