search
main
0

Новые друзья “УГ” К итогам конкурса “Сто друзей-2002”

Подводя итоги конкурса “Сто друзей-2002”, жюри рассмотрело методические разработки, присланные учителями из самых разных регионов. Сначала материалы читали эксперты-предметники, давали предварительные оценки исходя из профессиональных позиций. По итогам их работы в руки жюри попали следующие материалы: 24 работы по литературе и 11 – по русскому языку, 17 – по истории, 16 – специальных, посвященных здоровьесберегающим технологиям, 10 – по биологии и 6 – по химии, 15 – по английскому языку, одна – по французскому и еще одна – по латыни, три – по географии, две – по экологии, 18 разнообразных работ были отнесены к номинации “Сделай сам”, 13 – по математике и 5 – по информатике, 10 – по физике. Также было рассмотрено еще 58 разработок по начальной школе. Как и в предыдущем году, в нынешнем конкурсе победители определяются не по учебным предметам, а по специальным номинациям.

Технологии и методики преподавания
Жюри присудило I место в этой номинации Татьяне КАНДАУРОВОЙ, воспитателю детского сада из Оренбургской области, за работу “Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста на произведениях А.С. Пушкина”. Казалось бы, что еще можно сегодня, в XXI веке, добавить к Пушкиниане. Оказывается, что многое, в частности в сфере технологии преподавания. Представленные на конкурс материалы детально продуманы, охватывают все мыслимые виды деятельности детей – от занятий по рисованию до театрализованных постановок и “сказочно-спортивного” турнира.
II место занял Юрий АБРОСИМОВ, учитель истории гимназии N 4 из Норильска, за разработку “Технология дистанционного обучения”. Автор предложил цельную систему исторического образования, включающую в себя описание технологии, методики и набора приемов работы с глоссарием, хронологическими таблицами и т.д.
III место присвоено Екатерине ФОМИНОЙ, учителю английского языка 4-й гимназии Норильска, за методическую разработку “Следуй алгоритму. Условно-речевые упражнения по формированию грамматических навыков”. Оно хоть сейчас же может быть использовано преподавателями иностранного языка в качестве дополнения к основному учебнику или в качестве самостоятельного пособия.
Также среди работ этой номинации следует особо отметить работу Елены ВОЛКОВОЙ, учителя русского языка лицея N 1 Волгограда, “Организация учебного материала в процессе работы над словами с непроверяемыми написаниями как средство индивидуализации обучения младших школьников”.

Сценарии уроков
I место в этой номинации получила Людмила КУДРЯВЦЕВА, учитель английского языка школы-гимназии N 12 Липецка, за разработку “Обучение говорению на основе проблемного аутентичного текста”. Это целая серия уроков с опорой на аутентичные тексты, взятые из литературы и СМИ. Часть из них будет опубликована в ближайшем номере журнала “Учитель года”.
II место завоевала Татьяна ДОКОВА, учитель биологии СШ N 5 поселка Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия), за урок-исследование “Особенности питания коренного населения Вилюйского округа в XVIII веке”. Автор привлекает огромный историко-этнографический и эпидемиологический материал. Проводятся межпредметные связи. Затрагивается актуальная во все времена тема голода.
III место заслужила Валерия ВОЛОГЖАНИНА, учитель литературы Вятской гуманитарной гимназии (г. Киров), за сценарий “Имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы”. Это приглашение десятиклассников к сотворчеству, к исследованию, тема которого – первый виртуальный образ, созданный задолго до появления интернета.
В номинации “Сценарии уроков” также особого упоминания заслуживают Галина Романова, учитель литературы железногорск-илимской СШ N 5 из Иркутской области, с работой “Словесным огнем опален…” и Станислав СИНЦОВ, учитель истории гимназии N 4 Норильска, со сценарием урока “Крымская война”.

Организация внеклассной работы по предмету
I место заняли Валентина ИВАНОВА, учитель истории, и Юлия ЯРЫШКИНА, учитель английского языка педагогического лицея Великих Лук, за сценарий “Россия – Родина моя”, содержащий подробную сценографию, подборки стихов и песен, реплики и ремарки. По ходу действа это внеклассное мероприятие в 7-м классе обретает черты развивающего и обучающего мероприятия, ведь зрители вовлекаются в исследовательскую работу.
II место завоевала Елена ПРИХОДЬКО, учитель английского языка СШ поселка Высокогорск Приморского края, за краеведческую программу по английскому языку для пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Опыт интересный и, что важно, тиражируемый.
III место заняла Светлана ХЕЛИК, учитель русского языка и литературы СШ N 1 г. Анива Сахалинской области, за литературный сборник “ПО-слушайте!”. Опыт внеклассной работы по литературе повторить нельзя в принципе, но можно использовать по принципу “делай, как я”.

Материалы к уроку (оригинальные дидактические материалы, игры на уроках, блок-схемы, опорные конспекты и т.д.)
I место присвоено Марине ПУГОВКИНОЙ, учителю литературы лицея N 1 г. Усолье-Сибирское Иркутской области, за материалы к урокам по творчеству Н. Гоголя. Гоголиана – благодатная тема, и автору через подборки материалов удалось сопоставить Гоголя с Гоголем (фрагменты из “Мертвых душ” и “Выбранных мест из переписки с друзьями”).
II место завоевал Николай РУХЛЕНКО, директор Орликовской СШ Чернянского района Белгородской области, за материалы к урокам по русскому языку. С этой разработкой можно с ходу идти на уроки.
III место заслужила Наталья КРЮЧКИНА, учитель истории СШ N 30 поселка Базанча Кемеровской области, за материал “Загадки на уроках истории”. Стихотворные познавательные загадки, собранные автором, охватывают все периоды отечественной и мировой истории.

Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе (здесь также могут быть представлены методики, сценарии уроков и мероприятий, но с упором на гигиенический аспект)
I место жюри присудило Надежде КОТЕЛЬНИКОВОЙ, учителю физкультуры гимназии N 4 Норильска, за разработку по профилактике нарушения осанки и зрения (с приложениями). Это целый пакет теоретических и практических материалов с конкретными рекомендациями на каждый день, на каждый урок и для внеклассных мероприятий.
II место получила Галина ФРОЛОВА, воспитатель детского сада “Солнышко” Курманаевского района Оренбургской области, за “Проект оздоровления”, из которого читателю станет понятно, как налаживать здоровьесберегающую работу с дошкольниками.
III место завоевали Наталья СОРОКИНА, методист по начальному образованию, Светлана ЛЕВИНА, учитель начальных классов, Светлана ТУКАЧЕВА, педагог-психолог из Волгограда, за разработку “На уроке отдохнем – физминутки проведем”. Сценарии занятий выполнены также на аудиокассете. Упражнения сопровождают стихи, положенные на музыку.

Сделай сам (предлагается широкое поле деятельности: от советов, как лучше разместить стенды в кабинете и коридоре, до проектов нового школьного оборудования и модернизации старого)
I место занял Владимир СИЛАЕВ, учитель трудового обучения из г. Сарова Нижегородской области, за разработку “Технология облицовки поверхности шпоном”. Обучение предусматривает использование видеомагнитофона и компьютера, а результатом его становится умение сделать красивую и удобную мебель из нового материала и из старой неисправной мебели.
II место присуждено Нине ПЛОТНИКОВОЙ, учителю изобразительного искусства школы N 23 Норильска, за разработку “Развитие пространственного воображения средствами оригами”. В работе органично сочетается теоретическая и практическая составляющие.
III место заработала Ирина СЕРИКОВА, учитель изобразительного искусства и черчения СШ N 168 Екатеринбурга, за работу “Искусство народов мира”. Методической разработкой предусматривается изготовление китайского веера, роспись березового спила и пр. На одном из примеров дано описание хода занятия, его методика и конкретные приемы работы.
Подробнее анализ работ по отдельным номинациям и заключения экспертов по различным учебным предметам вы сможете прочитать в ближайших номерах “Учительской газеты”.
Названные выше методические разработки и многие неназванные будут в текущем году публиковаться в рубрике “Методическая кухня” “Учительской газеты” и на страницах журнала “Учитель года”.

Вячеслав РУМЯНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте