“Новые бременские”
Значительным событием в пору жалкого состояния отечественной мультипликации стал выход полнометражного фильма “Новые бременские” (2000 г.). Старые знакомые, Василий Ливанов и Юрий Энтин, написали сценарий, Геннадий Гладков – музыку. Песни сказочных героев исполнили “звезды” современной российской эстрады – Филипп Киркоров, Михаил Боярский, Надежда Бабкина, группа “Доктор Ватсон”. Вместо привычной марки “Союзмультфильм” в титрах значится новая – “Киномост”. Все течет, все изменяется…
За тридцать лет в Бремене тоже многое изменилось. Замок покрылся трещинами, Король – морщинами, а его одеяние – прорехами. Зато Атаманша превратилась в главу банка “Бяки буки” – огромной зеленой пирамиды с сейфами и разбойниками (символику зеленого цвета предлагается истолковать зрителям). У Трубадура подрастает сын – обыкновенный веселый тинейджер, который хочет петь свои, не отцовские, новые песни. В фильме нет ни одного простого, неспетого слова – это мюзикл на 56 минут. Песни – на старые и новые мотивы – легко запоминаются и придутся по вкусу зрителям, особенно юным. Спеты они от души, с юмором и эксцентрикой.
Юмор множества мелких деталей с первых кадров поддерживает “тонус” картины, немного растянутой, из-за чего сюжет рискует “утонуть” в песнях-ариях и многочисленных трюках, придающих фильму стиль видеоклипа. Впрочем, следует воздать должное виртуозной проработке фейерверка движений, в частности танцев. Не так легко придумать, нарисовать и отснять такой объем!
Что касается рисовки, то с грустью понимаешь, как за тридцать лет изменилась и страна, и ее мультипликация. Утешением может служить, что рисовка “Новых бременских” сохранила самобытные черты в движениях, практически избежав американо-японских стандартов (за небольшим исключением в эпизоде романтического дуэта Трубадура и Принцессы, сделанного в манере “волшебного мира Диснея”, можно сравнить с одной из последних заставок “Спокойной ночи, малыши!” а-ля Голливуд. Но прочувствованное исполнение (Ф.Киркоров и Е.Кузьмина) сглаживает впечатление подражательности). Краски в мультфильме тоже очень современные, ядовито-сочные. Впрочем, подражание Диснею было в отечественной мультипликации полвека назад, а затем наши художники выработали свой, неповторимый рисунок. Каждый значительный мастер (режиссер и художник-постановщик) имел свой стиль. Все это легло в основу “золотого фонда” советской мультипликации 1950-х и замечательных произведений 60-х и 70-х гг. Хотелось бы надеяться: мульткино возродится, и мы вновь будем снимать самые интересные и самые красивые в мире мультфильмы.
Сюжет “Новых бременских” очень прост и современен. Банкирша жаждет править государством и крадет королевского внука, чтобы путем шантажа завладеть короной. Семье короля, позабывшей былые разногласия и объединившейся против разбойников, сказочно легко удается победить местную мафию.
Песни в этом фильме написаны не только “на злобу дня”, но и на вечные темы родительской любви и преодоления трудностей. И новые бременские – это не только “бяки буки”, но и музыканты – ослик, котенок, щенок, петух и Трубадур-младший, которого растроганные родители отправляют в дорогу искать собственный путь в жизни и в искусстве. Мотив дороги вольного художника связал все серии фильма и задал продолжение. Разбойники сидят в болоте, по небу летит воздушный шар, олицетворяющий путь и надежды, а новый Трубадур поет:
Не сдавайся, что бы ни было,
Не плачь и не робей;
Улыбайся, ты в дороге,
Значит, будет все о▓кей!
Для нашего нового искусства оптимизм – хорошо забытое старое. За оптимизм “Новым бременским” можно простить мелкие недостатки. Кроме того, это первая большая постановка после десятилетнего прозябания мульткино. Как хочется, чтобы не последняя!
Ольга ТРОФИМОВА
Комментарии