В российском военном кораблестроении в последние годы отмечается положительная динамика, отметил руководитель управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны РФ контр-адмирал Анатолий Шлемов.
В частности, для Военно-Морского Флота России заложен корвет проекта 20380 – головной «Стерегущий». «Это корабли ближней морской зоны. Корпуса водоизмещением около 2000 тонн строят на Северной верфи в Санкт-Петербурге по проекту Центрального МКБ «Алмаз», – сказал контр-адмирал, подчеркнув, что этот корабль впервые «задан, спроектирован и строится уже для Российского флота». Ранее большинство кораблей – «Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», «Самум», тральщик «Валентин Пикуль», подводная лодка «Гепард» – были спроектированы и начинали строиться еще во времена Советского Союза.
«На корвет мы устанавливаем современные образцы вооружения и военной техники. Ликвидируем провал в классе многоцелевых кораблей ближайшей морской зоны на всех четырех флотах», – сказал Анатолий Шлемов, сообщив, что первые корветы укрепят Балтийский флот, затем Тихоокеанский, Северный и Черноморский.
Кроме того, продолжается строительство корабля проекта 11540 «Ярослав Мудрый» на заводе «Янтарь» в Калининграде. Первый такой корабль – «Неустрашимый» – стал флагманом Балтийского флота. В строю с 1993 г. «Строительство «Ярослава Мудрого» было тогда приостановлено. Серии не получилось, но сейчас по решению главнокомандующего возобновлено, деньги на это найдены. Устанавливаем на него более современное, чем на головном корабле, вооружение. Планируем его сдачу к 2007 году», – сообщил контр-адмирал.
Он напомнил, что в прошлом году в северной столице была спущена на воду головная подводная лодка четвертого поколения проекта 677, которая получила наименование «Санкт-Петербург». Она должна начать ходовые испытания и пройти их полный цикл в текущем году. На Адмиралтейских верфях планируется строительство серии таких подводных лодок. Они придут на смену находящимся в составе Военно-Морского Флота лодкам проекта 877, которые хорошо себя зарекомендовали.
Анатолий Шлемов отметил также закладку на «Севмаш-
предприятии» второго корпуса подводного ракетного стратегического крейсера проекта 955 «Александр Невский» (первый – «Юрий Долгорукий» – успешно строится), а также малого ракетного корабля «Астрахань». «Впервые за последние 20 лет заложили на «Янтаре» десантный корабль проекта 11711, который назван «Иван Грен», а на Северной верфи также впервые за 20 лет – корабль связи водоизмещением около 5 000 тонн», – сказал он.
Кроме того, в Северодвинске в соответствии с госзаказом строят многоцелевую атомную подводную лодку нового поколения «Северодвинск» проекта 855.
В то же время Анатолий Шлемов признал недостаточное финансирование программы кораблестроения: «Мы строим то, на что есть деньги, стараемся не допускать долгостроя, пополнять вымпельный состав флота. Потребных же средств на кораблестроение в настоящее время не выделяется», – сказал он.
Контр-адмирал Шлемов выразил надежду на то, что новая государственная программа вооружения, работа над которой сейчас ведется в Минобороны и Военно-Морском Флоте, позволит увеличить количество средств, выделяемых на военное кораблестроение.
«Сегодня мы решаем задачу создания головных кораблей класса «корвет», «фрегат», а также подводных лодок четвертого поколения – «Санкт-Петербург», «Юрий Долгорукий», «Северодвинск». К серийному строительству Военно-Морской Флот должен перейти в следующем десятилетии. 2006 – 2008 гг. – период завершения создания головных кораблей. Затем – строительство их серий и к концу программы – начало создания кораблей новых классов – эсминцев и авианосцев с ядерной энергетикой, подлодок новых проектов.
Василий ФАТИГАРОВ, Андрей ГАВРИЛЕНКО
Комментарии