Реализация КПМО обеспечила привлечение значительных инвестиций, направленных на улучшение условий обучения учащихся: ремонт, закупки учебных кабинетов, оборудования для столовых, оборудования для оснащения медицинских кабинетов, технологического оборудования для прачечных, закупки учебно-наглядного и компьютерного оборудования.
В Московской области реализация направления РКПМО «» осуществлялась с опорой на накопленный опыт апробации государственно-общественного управления и публичной отчетности. Вместе с тем особенности реализации направления, определяемые, с одной стороны, комплексным характером проекта (прежде всего связь с введением новой системы оплаты труда) и сроками его реализации, а с другой стороны, масштабами области, поставили перед органами управления образованием, структурами сопровождения и образовательными учреждениями весьма серьезные задачи.
Министерством образования Московской области предприняты усилия по обеспечению перехода от ведомственного способа решения вопросов развития сети к межведомственному, включению их в зону приоритетов и ответственности глав и органов местного самоуправления муниципальных образований; проведена работа по стимулированию утверждения муниципальных программ и планов развития сети.
В большинстве муниципальных образований разработаны и реализуются программы, предусматривающие мероприятия по созданию базовых школ и социокультурных комплексов, по реорганизации сети, обеспечению пространственной доступности образовательных услуг, оснащению и благоустройству общеобразовательных учреждений, информационно-разъяснительной работе с населением.
В муниципальных образованиях создано более 100 базовых школ, обеспеченных современным оборудованием и укомплектованных квалифицированными кадрами.
Проведена оптимизация классов-комплектов в муниципальных образовательных учреждениях.
Разработана нормативно-правовая и инструктивно-методическая база, обеспечивающая реализацию перспективных моделей развития сети.
Отработаны технологии управления социальными рисками оптимизации сети, в частности – проведения информационно-разъяснительной работы с населением.
В результате реализации данного направления проекта удалось увеличить долю школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, повысить наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности.
Системным эффектом по направлению выступает обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, в том числе возможности получения профильного образования, доступа к современным информационным ресурсам.
При реализации направления возникли следующие проблемы, часть из которых сохраняет свою актуальность. Это негативная реакция родительской общественности и коллективов школ на планы реорганизации. В значительной части администрация школ выступает инициатором «народного возмущения», писем в различные инстанции. Встречаются примеры негативного отношения глав поселений к планам реорганизации, что становится практически непреодолимым барьером.
Ряд поселений, получивших в ходе реформы местного самоуправления статус городских, по количеству, плотности населения, инфраструктуре остаются сельскими. Обеспечить норматив наполняемости, установленный для городских школ, в школах данных поселений практически невозможно.
При реализации модели «базовая школа с подвозом учащихся» высокими оказываются затраты на обслуживание (амортизацию) автобусов.
Обеспечение норматива наполняемости приводит к закрытию коррекционных классов и классов компенсирующего обучения, что создает существенные риски для успешного обучения и социализации детей с особенностями в развитии.
Подвоз учащихся из сельских поселений в городские школы в соответствии с существующим законодательством не может быть обеспечен «сельскими» автобусами, поставляемыми в территории в рамках ПНПО. Территории вынуждены заключать договора с местными автотранспортными предприятиями, оплачивая их услуги из средств местного бюджета.
Проекты многих школ не позволяют обеспечить выполнение ряда требований к оснащенности и благоустройству (включая наполняемость).
Расширение общественного участия в управлении образованием
В Московской области реализация направления РКПМО «Расширение общественного участия в управлении образованием» осуществлялась с опорой на накопленный опыт апробации государственно-общественного управления и публичной отчетности. Вместе с тем особенности реализации направления, определяемые, с одной стороны, комплексным характером проекта (прежде всего связь с введением новой системы оплаты труда) и сроками его реализации, а с другой стороны, масштабами области, поставили перед органами управления образованием, структурами сопровождения и образовательными учреждениями весьма серьезные задачи.
В Московской области в 2007-2008 г. разработана полная нормативная и инструктивно-методическая база для расширения общественного участия в управлении образованием:
– по созданию и организации деятельности органов государственно-общественного управления (советов) в общеобразовательных учреждениях и на муниципальном уровне, обладающих комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;
– по подготовке публичных докладов муниципальных и общеобразовательных учреждений;
– по созданию и сопровождению сайтов общеобразовательных учреждений;
– по организации общественного наблюдения.
Организована подготовка общественных управляющих, членов органов государственно-общественного управления (подготовлено около 1500 человек). Подготовка осуществлялась тьюторами муниципальных систем образования, прошедших обучение на базе Академии социального управления. Все тьюторы и управляющие обеспечены методическими пособиями.
Апробированы методы мониторинга качества публичных докладов, деятельности органов государственно-общественного управления.
Результатами реализации направления к концу 2008 года стали:
Подготовка всеми общеобразовательными учреждениями публичного отчета об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности.
Создание всеми общеобразовательными учреждениями регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемых сайтов в сети «Интернет».
Создание в большинстве (98 процентов) общеобразовательных учреждений органа государственно-общественного управления (совета), обладающего комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения.
Создание в большинстве (92 процента) муниципальных образований органа государственно-общественного управления образованием, ориентированного на его развитие, в том числе обладающего полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей.
Обеспечение присутствия общественных наблюдателей на всех пунктах проведения итоговой аттестации выпускников старшей ступени общего образования в форме ЕГЭ.
Обеспечение участия общественных экспертов в лицензировании, аккредитации всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за текущий месяц.
Системным эффектом по данному направлению можно считать признание общественности как полноправного субъекта образовательной политики, а общественного заказа на содержание качества образования – как основы для разработки образовательных программ школ и программ развития школ.
Привлечение общественности к обсуждению и решению ключевых проблем развития школы, в частности к оценке и стимулированию качества образования, оформляется как норма деятельности органов управления образованием, администрации и коллективов образовательных учреждений, выступает действенным стимулом повышения качества работы.
Политика информационной открытости признается необходимым условием функционирования и развития муниципальных систем образования, образовательных учреждений, важным фактором обеспечения конкурентоспособности в условиях нормативного подушевого финансирования.
Вместе с тем в реализации направления сохраняются такие проблемы:
– низкое качество публичных докладов части общеобразовательных учреждений;
– формальное создание советов, низкая активность в освоении и реализации полномочий;
– низкое качество сайтов, нерегулярность обновления.
Осуществление столь масштабных преобразований в сфере финансирования и управления образованием определило высокие требования к участникам проекта – специалистам муниципальных органов управления образованием, администрации образовательных учреждений, управленцам. На муниципальном и школьном уровнях сформированы управленческие команды. Создан портал дистанционной поддержки повышения квалификации.
Электронный мониторинг способствовал формированию новой культуры управления проектами на региональном и муниципальном уровнях.
Дорожная карта продумывается
до йоты
В Московской области в рамках комплексной модернизации осуществлены масштабные изменения организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов функционирования системы образования. Достигнуто большинство контрольных показателей результативности комплексной модернизации. Реализация КПМО обеспечила Московской области место в группе российских регионов – лидеров, имеющих конкурентные преимущества и наиболее высокие шансы в формировании к 2020 году современной модели образования.
В ближайший период необходимо организовать мониторинг и анализ институциональных эффектов РКПМО, влияния новых организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов на качество образования.
Одновременно следует продолжить работу по укоренению новшеств, повышению качества новых моделей и инструментов управления, финансированию, оценке качества.
Формальное завершение реализации КПМО не должно стать основанием для замедления темпов модернизации. Необходимо в самое ближайшее время разработать план (дорожную карту) комплексной модернизации общего образования на период 2009-2012 гг.
Вместе с тем результативность реализации комплексного проекта модернизации образования Московской области в системе общего образования дает основания для постановки задачи переноса апробированных моделей и механизмов (новая система оплаты труда, система оценки качества, государственно-общественное управление) в другие сферы: дошкольное образование, профессиональное образование, дополнительное образование.
Сергей КОСАРЕЦКИЙ,
руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления
Комментарии