Мобильные телефоны, игровые приставки, DVD-проигрыватели, мультимедийные плейеры, мгновенный обмен сообщениями, блоги – все это играет сегодня значительную роль в жизни учеников. И преподаватели уже осознают, что для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и повышения качества обучения необходимо использовать эти технологии в классе. Правда, во многих школах все еще бытует традиционный подход, при котором технические средства вместо того, чтобы быть неотъемлемой частью комплексного учебного процесса, запираются в так называемом компьютерном классе. Вместе с тем последние достижения техники, новые подходы к организации школьного пространства и методы обучения привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования ИКТ в школах. Но, увы, новшества далеко не всегда приносят одну лишь пользу. И очень многое зависит здесь от того, насколько грамотно осуществлен процесс их внедрения.
Когда в 80-х годах прошлого века школы стали брать на вооружение информационные технологии, многие из них следовали модели компьютерных классов, предложенной теми, кто впервые внедрил компьютеры в учебную среду еще в семидесятых. Речь идет об университетских вычислительных центрах с терминалами Mainframe. Успехи государства в развитии образовательных технологий измерялись тогда (как, впрочем, иногда и сейчас) не улучшением результатов учебного процесса, а увеличением количества компьютеров. На начальном этапе внедрения основы ИКТ преподавались как отдельный предмет, подобно физике или химии. Под него выделялись специальные классные помещения, и каждая школа сама отвечала за выработку стратегии в области ИКТ. Такой подход обходился недешево, а его воплощение в жизнь с трудом поддавалось управлению.
Подобная модель родилась в те времена, когда доступных по цене универсальных мобильных устройств еще не было, базовые сетевые ресурсы стоили дорого, а понятия «подключенный» и «безопасность» определялись физическими, а не виртуальными терминами. То есть запертая дверь компьютерного класса считалась самым надежным способом защиты компьютеров и хранящейся в них информации. Но хотя помещения и соответствовали многочисленным требованиям традиционной вузовской политики, они были не в состоянии обеспечить атмосферу гармоничного комплексного обучения, которую сегодня пытаются внедрить многие представители системы образования, стремящиеся к полной интеграции с новой интернет-культурой.
В конце 2007 года компания Cisco совместно с Metiri Group провела исследование, обобщающее результаты сотрудничества со школами и министерствами образования в разных странах мира, а также итоги 10-летнего опыта развития программы сетевых академий Cisco (Cisco Networking Academy), охватившей 1,6 миллиона учеников. Вывод довольно безрадостный: хотя во многих случаях ИКТ весьма положительно сказываются на образовательном процессе, существует огромное количество примеров, когда из-за неэффективного использования ИКТ миллионы долларов выбрасываются на ветер. Вместе с тем существует масса путей резкого повышения эффективности образовательного процесса с помощью технических средств.
Стоит отметить, что в целом ряде европейских школ современные технологии присутствуют повсеместно. Это и беспроводные решения, способствующие повышению мобильности и гибкости, и сети информационного обмена, обеспечивающие доступ к мультимедийным учебным программам, и видеоконференцсвязь, и IP-телефония, благодаря которым ученики и преподаватели могут общаться со своими коллегами из других стран.
Так как конкуренция на рынке образовательных услуг растет, применение инновационных технологий стремительно превращается в один из главных критериев при выборе школы. Поэтому очень важно использовать современные технологии новаторски, добиваясь от них полной отдачи. Осмысленные вложения в средства ИТ способны принести преподавателям и ученикам неизмеримую пользу, приблизив к школе людей и информационные ресурсы.
www.thg.ru
Комментарии