Юношам вход заказан
Если не изменить законодательство, основным контингентом СПО со временем станут девушки
Когда в 1701 году по указу Петра I открывалась школа математических и навигационных наук, велено было не только здание “из доходов от Оружейной палаты построить╩, но и особо искусным ученикам “по пяти алтын в день╩ выдавать. Столетие спустя российское правительство хоть и осознавало значение профессионального образования, но заботилось о нем весьма ограниченно. Специальные учебные заведения открывались только в том случае, если городские общества или частные лица обязывались их финансировать. И лишь в редких случаях ссузы получали субсидии от госказначейства. Что изменилось для системы среднего профобразования за триста лет? Какие проблемы придется решать современным ссузам в первом учебном году нового века?
Текущие расходы
Именно с помощью этой статьи в прошлогоднем бюджете удалось профинансировать закупку лабораторного оборудования и приборов для учреждений высшего, среднего и начального профобразования на 1050 миллионов рублей. Однако, по экспертным оценкам, это капля в море. Для доведения материально-технического оснащения до минимального необходимого уровня требуется 80 – 120 миллиардов.
По данным Министерства образования, в 2001 году предусмотрено выделение 1328,2 миллиона рублей на материально-техническое оснащение. Из этих денег СПО получит 222,4 миллиона рублей. В чем же конкретно нуждаются ссузы? Наибольшее количество запросов касается “учебной техники и мебели╩ (33% от общего объема заявок), в дефиците также “приборы и оборудование учебно-научного назначения╩ (32,5%). Средства на “Информационное обеспечение╩ запросили 15,5%, а на “Энергосбережение╩ – 12%.
Стандарты
В 2003-2004 учебном году в учреждениях СПО должно появиться новое поколение образовательных стандартов. Поэтому в ближайших планах Минобразования, Института развития проблем СПО – подробный мониторинг существующих стандартов. Придется работать на будущее и конкретным учебным заведениям. По данным Союза директоров ссузов России, уже созданы учебно-методические советы по всем группам специальностей, а в новом учебном году определятся и базовые ссузы, где также будут разрабатываться стандарты по конкретным специальностям. Утвердить “новое поколение╩ планируется до 1 февраля 2002 года.
Кто станет лучшим?
К известному ежегодному Всероссийскому конкурсу “Учитель года╩, придуманному в нашей газете, в 2002 году прибавятся и конкурсы для ссузовцев – “Директор года╩ и “Лучший преподаватель СПО╩. В Министерстве образования и Совете директоров ссузов России в ближайшее время планируют доработать и утвердить положение об этих конкурсах.
Проблемы
Нерешенных проблем у среднего профобразования хоть отбавляй. Какие же являются самыми наболевшими? По итогам нашего телефонного опроса накануне нового учебного года, наибольшее опасение вызывает несовершенное законодательство. Остро стоит вопрос о внесении поправок в Закон о воинской обязанности, в частности, проблема продления срока призыва и двухразовых отсрочек. Если все оставить без изменений, учеба в ссузах будет для юношей непривлекательной, а основным контингентом СПО со временем станут девушки.
Кого и сколько учить? Ответить на этот вопрос пока не могут ни в Минобразовании, ни в учебных заведениях, где кадры для экономики готовят вслепую. Поэтому в ближайшее время надо определить, кто будет оценивать состояние рынка и его потребности, наладить социальное партнерство между ссузами и работодателями. Требуют законодательного закрепления положения о статусе колледжа и его выпускника. Нельзя откладывать в долгий ящик и проблему пенсионного обеспечения руководителей и педагогов учебных заведений системы СПО. Наконец, считают директора ссузов, в первом учебном году нового века в Минобразовании, правительстве и Минфине должны найти механизм ликвидации задолженности по коммунальным платежам за 1998-1999 годы.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии