12 лет: с пользой для школьника?
Перехода к 12-летнему среднему образованию стране не миновать. Решение уже принято. Зато вопросы научно-методического обеспечения этого перехода пока активно обсуждаются. На прошлой неделе эту проблему рассматривали на заседании бюро президиума Российской академии образования. Здесь готовится программа 12-летнего обучения. С черновыми материалами программы собравшихся познакомил Юрий Дик, директор Института общего среднего образования РАО.
Понятно, что сложившуюся систему образования никакие переустройства ломать не должны, преемственность обязательна. Переход будет проходить плавно и наименее болезненно для всех: детей, родителей, школ.
Прежде всего модернизируется начальное образование. Оно будет четырехлетним. Перераспределится нагрузка, облегчится привыкание к многопредметности. Для детей с разной степенью подготовленности понадобятся вариативные учебники.
Естественно, переход к 12-летке потребует каких-либо изменений на уровне каждого предмета. В математике, например, добавятся элементы вероятностно-статистической и экономической грамотности. По мнению ученых, они особенно важны для детей. Активнее пойдет приобщение к компьютерам, Интернету. Из учебных программ исключат малоэффективные (одночасовые) курсы.
За благо составители программы считают возможность разгрузки учебных планов. Пока что школьники обречены на каторжный труд, душевные и физические страдания. Все это сказывается на их здоровье. Максимальной адаптации материала к восприятию должны помочь учебники, работа над которыми идет постоянно. Кстати, учебники в нынешних условиях – дорогое удовольствие, и как эту проблему решить, пока неясно.
Сроки перехода – вот что вызвало наибольшие сомнения ученых. На 2001 год планируется подготовка учебных программ, заказ учебников, а на 2003-й – массированный переход (но не с первых, конечно, классов). Такая торопливость без четкой продуманности самой реформы и фундаментальных обсуждений в профессиональных кругах угрожает потрясти основы школьного обучения.
Представители Минобразования в целом поддержали готовящуюся в РАО программу перехода. “Мы должны выработать совместный цельный взгляд. Выступить с ним перед обществом, и оно, я убежден, с нами согласится”, – сказал первый замминистра Александр Киселев.
Участники заседания единодушно решили, что реформа необходима, и работа над ее обеспечением будет продолжена при участии Министерства образования на базе РАО. Сроки не утверждались: по-видимому, переходить на 12-летку придется все-таки поэтапно и не в самом скором будущем.
Комментарии