Как известно всякому школьнику из учебника географии, на территории Новосибирской области могут свободно разместиться шесть таких стран, как Бельгия. Теперь представьте, сколько надо автобусов и золотых для Сибири километров бетонки, чтобы по этим условным шести Бельгиям возить в школу и обратно почти 13 тысяч реальных мальчишек и девчонок. Именно столько сельских школьников области живут в маленьких деревушках, где нет средней или основной школы. В южной части области, где население поплотнее, ездить надо за 15 или 20 километров. В северных же районах, куда и железная дорога не дошла, детям из сотен малых деревушек, убежавших далеко от автострады, приходится добираться за 30 и 50 километров. Например, из Остяцка в среднюю школу поселка Северное. Бездорожье осенью и весной, когда по деревне можно пробраться лишь в высоких сапогах либо на тракторе, в декабре-январе морозы до -50 градусов, а весь март – ледяные надолбы и вьюги… Никакой европейский транспорт условий этих не выдерживает. Выдерживают только легендарные сибирские шоферы. Заполучив каким-то чудом для школы передвижное средство, местные умельцы тут же его модернизируют до уровня вездехода. Но такой вездеход не вечен. А заменить – нечем. Поэтому проблема подвоза сибирских ребятишек в школу из отдаленных деревень – одна из острейших.
– За 2000 год ни денег на подвоз детей, ни транспорта школы области не получали, – рассказывает Владимир Григорьевич Семакин, главный специалист управления образования областной администрации, которого школы бомбардируют письмами-мольбами. Майский, Владимирский, десятки других сельсоветов сообщают, что нет ни денег, ни транспорта, ни спонсоров. Есть только дети, которых не на чем везти в школу. Передвижение на попутках стало особенно опасно, родители предпочитают в такой ситуации отправлять детей в школу по пешеходным тропам, где свои сюрпризы.
По данным Главного управления образования, детей надо подвозить из 812 населенных пунктов области, а транспортных средств в их распоряжении немногим более 500. Без транспорта в основном самые бедные деревни, находящиеся к тому же в тяжелейших климатических условиях – среди болот и тайги. Там нет производства, там нет богатого акционерного общества, своими силами такая деревушка проблему не решит.
Но те районы и села, где производство ожило и стало прибыльным, самостоятельно строят свою жизнь: покупают автотранспорт для школ или оплачивают проезд школьников на рейсовых автобусах из районного бюджета. Один из самых живописных – Ордынский район, пожалуй, и той же Бельгии не уступает: и дороги комфортные, и транспортом каждая школа обеспечена. Заместитель главы районной администрации Валерий Абрамович Воюш рассказал, что не только по каждой деревне в администрации решают вопрос подвоза детей, а буквально по каждому ребенку. Чтобы возить семерых ребятишек в Верх-Чик, из райцентра передали в школу призовой автобус. Новенький ПАЗ возит детей из деревушки Чингизы. В Устюжанино доставляет детей из Пушкарей автобус сельсовета. Верх-Ирмень, где уникальные детский сад и школа, решает проблему по-своему: здесь ребятишек со всех концов села возят на учебу и в кружки два автобуса племзавода. Содержит их в образцовом состоянии акционерное общество. Из села Чернаково дети ездят учиться во 2-ю среднюю школу Ордынского района рейсовым автобусом по проездным билетам, оплаченным районной администрацией.
Среди 30 районов Новосибирской области немало подобных Ордынскому по уровню заботы о детях, но есть и такие, где дети в морозы идут в школу сквозь пургу. В январе было несколько тяжелых обморожений. Сами эти деревушки справиться со своей бедой не могут. Нужна “гуманитарная” помощь государства и области.
Галина ФРОЛОВА
Комментарии