search
main
0

Новому поколению – новые методики

Современные дошкольники – это дети нового поколения. Они очень активны: желают много знать, быстро действовать, сменять одну деятельность на другую. Другими словами, можно сказать, что дети – деятельностные натуры. Такие дети способны воспринять больший объем информации, им нравится, чтобы их обучали, с ними занимались, играли. Необходимо дозировать объем информации, получаемой детьми, для того, чтобы не переутомить ребенка и не потерять его интерес к новому.

Елизавета МАЯКОВА,кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории раннего языкового образования НИИСО МГПУ

Ребенок в детском саду познает основы математики, обучается грамоте, узнает окружающий мир. На его развитие оказывают влияние физическая и музыкальная деятельности. Очень часто в дошкольных учреждениях родителям могут предложить дополнительные образовательные услуги: изучение иностранных языков (английского, немецкого или французского). Не нужно бояться внедрения элементов иноязычной культуры в дошкольном образовании.

С одной стороны, это расширение кругозора детей, которые в настоящее время могут путешествовать по миру вместе со своими родителями. Раннее обучение иностранному языку способствует формированию у ребенка целостной картины мира. Он учится воспринимать мир с разных сторон (знакомится с английскими традициями и обычаями, английскими играми, песнями и рифмовками).

С другой стороны, обучение иностранному языку – это интеграция способностей, заложенных в ребенке от природы. Педагоги, психологи, ученые уже доказали, что дети с раннего возраста могут легко запомнить несколько языков. Это связано с тем, что у детей с рождения и до 11-12 лет развита речевая функция. В настоящее время возрастной порог речевой функции снижается и достигает 9-10 лет. Как доказательство этому приведу некоторые особенности речевой функции, выделенные Шалвой Амонашвили. Первая особенность состоит в том, что она существует и проявляется до 11-12 лет. Вторая особенность характеризуется предрасположенностью речевой функции к восприятию и усвоению сразу нескольких языков. Третья особенность связана с ее уникальной свободой и независимостью: как и любую функцию ее нельзя «заставить действовать», нельзя заставить ребенка говорить или играть. Речь ребенка должна быть мотивирована и активна. Поэтому для ребенка-дошкольника необходимо организовывать процесс обучения иностранному языку, который будет способствовать развитию речевой функции и способностей, заложенных в ребенке от природы.

Для правильной организации занятий по английскому языку я предлагаю использовать методику, которая базируется на закономерностях развития детской речевой деятельности в других видах деятельности – деятельностная стратегия. Такая методика представлена с позиций психолингвистики как теории речевой деятельности, изучающей проблемы развития личности в процессе овладения родным и иностранными языками. Цель обучения при таком подходе – развитие личности в процессе общения на иностранном языке.

Деятельностная стратегия обучения базируется на принципе согласованного развития речевой деятельности ребенка на родном и иностранном языках. Она строится на методических требованиях, учитывающих программу обучения и развития в детском саду, базирующуюся на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей. В свою очередь это обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности (мир людей, животных, растений); формирование первоначальных представлений о себе, ближайшем окружении; формирование первоначальных представлений о явлениях природы, сезонных и пространственных изменениях в природе.

Приведу пример из опыта работы с детьми дошкольного возраста. При первой встрече родителей 3-4-летних детей на собрании с педагогом по английскому языку их волнует, как будет проходить обучение, что дети узнают к концу первого года обучения. Отвечая на вопросы родителей, говорю об игровой форме проведения занятия, о знакомстве только с тем, что ребенок уже хорошо знает, о подвижных играх с бегом, танцами и прыжками, о продолжительности занятия от 10 до 15 минут к концу первого года обучения. Довожу до сведения родителей, что система обучения построена по тематическому признаку. За первый год обучения дети познакомятся с окружающим их миром предметов по темам: игрушки, животные, фрукты, угощения, узнают цвета, части тела, запомнят веселые рифмовки, считалочки, песенки.

Обучение 3-4-летних детей направлено на восприятие иноязычного материала на слух, открытие слухового канала, то есть на умение слушать и слышать иноязычную речь. Процесс обучения построен на аудировании материала, дети слушают речь педагога, выполняют команды, при этом происходит накопление материала.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте