– Две трети функций, которые даже в Европе возлагаются на Союз промышленников и предпринимателей, ассоциации работодателей, профсоюзы, у нас переложены на систему профессионального образования. Например, комплектование, набор на обучение взрослых и даже учащихся. В период существования Госпрофобра в конце 70-х – начале 80-х годов базовые предприятия точно так же были обязаны принимать участие в этой работе. Сегодня в условиях реальной демографической ситуации нам действительно неоткуда взять учащихся, и если нам не помогут работодатели и профсоюзы, если проблема профессионального образования и подготовки рабочих кадров не станет общегородской проблемой, мы сами, в отдельно взятой отрасли, этого не решим. Да, у нас сейчас очень классное, модернизированное оборудование, да, мы сейчас действительно осваиваем новые педагогические технологии, но нам некого учить, и это проблема общегородская.
У профессионального образования есть своя специфика. Если мы хотим развиваться на уровне высокотехнологичных направлений, то вопрос о спецремонте, выделении дополнительных мощностей нужно решать. Ни для кого не секрет, что Мосэнерго у нас – монополист, и сейчас для того чтобы обеспечить колледжу дополнительные мощности на новые вводимые профессии, уходит два с половиной года. Стоимость этого – около тридцати миллионов за дополнительные сто киловатт мощности. Сто киловатт мощности нынче практически для нового технологического оборудования (если все делать по последнему слову техники) очень мало. Производственные площади в Москве в силу строительства делают энергомощности дефицитом, но если вопрос с Мосэнерго не будет решен в рамках программы «Рабочие кадры», то мы не сможем работать на новом оборудовании еще очень долго.
Раньше отдельной строкой прописывалось приобретение материалов для обучения. Такой статьи в Бюджетном кодексе РФ теперь нет. Мало того, если я возьму и нечто закуплю, а потом израсходую эти материалы на обучение, я попаду под кучу налоговых инспекций и проверок за нерациональное использование бюджетных средств. Здесь появляется замкнутый круг, и если мы его не разорвем, то стратегически с места не сдвинемся.
Меня иногда спрашивают, нужна ли мне такая обуза с приобретением и эксплуатацией нового оборудования. Отвечаю: нужна, могу сказать, что у меня мало оборудования для решения тех задач, которые колледж ставит для подготовки высококлассных специалистов. Мы готовы взять оборудования больше, и нам есть куда его поставить.
Комментарии