В ходе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в сферу образования внедряются новые элементы: в средней и высшей школе вводятся государственные образовательные стандарты нового поколения, расширяется спектр организационно-правовых форм образовательных учреждений, меняется порядок аттестации педагогических кадров, к их профессиональной квалификации предъявляются новые требования. Одной из главных становится задача превращения дополнительного профессионального образования в фактор ускорения модернизации образовательной системы, усиления мотивации педагогических работников к творческой деятельности.
Заявленный национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» новый этап модернизации общего образования предопределяет актуальность перехода устоявшейся системы повышения квалификации педагогических кадров в новое качественное состояние, обеспечивающее профессиональное развитие педагогических кадров с учетом возросших требований к профессиональной деятельности в образовании. Система повышения квалификации Департамента образования обладает потенциалом, необходимым для решения этой стратегической задачи в оперативном режиме. В ее состав входят 13 разнонаправленных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и иных работников системы департамента. Система повышения квалификации Департамента образования располагает высокопрофессиональными научно-педагогическими и методическими кадрами, отвечающими современным требованиям в области фундаментальных и прикладных научных исследований, образовательных технологий, информационно-коммуникативной компетенции.Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования, работают во взаимосвязи с методической службой, обеспечивающей оперативное выявление профессиональных затруднений педагогических кадров и их индивидуальных потребностей в профессиональном росте, оказывающей консультативные услуги в опережающем режиме и выполняющей по отношению к педагогическим кадрам тьюторские функции. Интеллектуально-кадровый, программно-методический, материально-технический потенциал системы повышения квалификации Департамента образования позволяет создавать оптимальные условия для обучения работников отрасли (широкий спектр дополнительных профессиональных образовательных программ, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, бюджетное финансирование программ, модульный принцип их построения, удобные сроки и режим обучения, в том числе дистанционное обучение, накопительная система обучения с использованием зачетной книжки, обновление дополнительных профессиональных образовательных программ). Эти условия дают возможность постоянно наращивать объемы дополнительного профессионального образования.Образовательные программы дополнительного профессионального образования разрабатываются и реализуются в Москве на плановой основе государственными образовательными учреждениями, в том числе образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научно-образовательными учреждениями, учебно-методическими и профильными центрами. Головное учреждение – Московский институт открытого образования – сочетает в себе функции многопрофильного образовательного учреждения и научно-методического центра.Освоению новых направлений дополнительного профессионального образования способствовало включение в систему дополнительного профессионального образования новых образовательных учреждений: Московского центра качества образования (экспертиза и оценка качества образования), Научно-исследовательского института инновационной стратегии развития общего образования (мыследеятельностная педагогика), Центра педагогического мастерства (целенаправленное повышение квалификации участников профессиональных конкурсов).Система дополнительного профессионального образования работает устойчиво, экономически обеспечена, содержит потенциал для выполнения перспективных задач.Методическую поддержку в создании условий для непрерывного образования педагогических и иных кадров образовательным учреждениям, реализующим образовательные программы дополнительного профессионального образования, оказывают городской и окружные методические центры, городские профильные организационно-методические центры.Наибольшее количество педагогических работников было направлено на обучение в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в Московский педагогический государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.Третий год процедура комплектования городской системы повышения квалификации осуществляется в электронном формате на портале системы дополнительного профессионального образования Департамента образования, созданном Московским институтом открытого образования. К началу 2010-2011 учебного года поступили заявки на повышение квалификации от 27292 человек.Портал дополнительного профессионального образования Департамента образования обеспечивает каждому работнику системы образования право на формирование индивидуальной образовательной программы, позволяет методическим службам осуществлять оперативное управление процессом повышения квалификации. Информационная компонента портала дорабатывается для организации профессиональной переподготовки педагогических работников, формирования электронных аналитических отчетов состояния и итогов деятельности системы.Предусмотрена реализация дополнительных профессиональных образовательных программ 24 учреждениями (Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Университет Российской академии образования). К проведению занятий привлекаются крупные ученые РАГС при Президенте РФ, РАМН, ГУ – ВШЭ, РАН. По вопросам профессионального развития кадров системы среднего профессионального образования в рамках социально-образовательного партнерства Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по профессиональному образованию» активно сотрудничает со многими ведущими отраслевыми вузами Москвы, отраслевыми объединениями, работодателями. В условиях инновационного развития экономики система дополнительного профессионального образования инженерно-педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования Департамента образования выделилась в самостоятельную структуру. Научно-исследовательский институт развития профессионального образования к реализации в 2010-2011 учебном году подготовил 25 образовательных программ повышения квалификации.Система дополнительного профессионального образования Департамента образования вырабатывает новые подходы к сотрудничеству с крупными научными и образовательными центрами Москвы по повышению квалификации педагогических работников. Одна из форм такого взаимодействия отрабатывается в рамках эксперимента по созданию вариативной системы повышения квалификации по модели именного образовательного чека, дающего право педагогическому работнику повысить профессиональный уровень при условии обеспечения возможности выбора места, формы, программы обучения в пределах предусмотренных бюджетных средств. Эксперимент проходит на базе 25 общеобразовательных учреждений Юго-Западного округа. Итоги эксперимента будут использованы для разработки нормативных документов по созданию индивидуализированной системы повышения квалификации, в частности, для решения проблем финансирования адресного повышения квалификации педагогических работников в условиях действия Федерального закона Российской Федерации №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», разработки нормативов финансирования образовательных учреждений на повышение квалификации педагогических работников. На договорных условиях с Московским институтом открытого образования окружные методические центры реализуют 276 модульных программ повышения квалификации. Значительная их часть проводится на базе лучших образовательных учреждений административного округа с привлечением к проведению практико-ориентированных занятий педагогических работников, достигших высоких профессиональных результатов. Разработаны принципиально новые направления дополнительного профессионального образования: по проблемам социально-педагогической поддержки детей-мигрантов, духовно-нравственного воспитания, основам истории религий, православной культуры. По сравнению с 2008-2009 учебным годом с двух до двенадцати возросло количество образовательных программ повышения квалификации специалистов коррекционно-развивающего обучения по инклюзивному образованию. В столице запланирована реализация 34 образовательных программ повышения квалификации и учебных модулей по использованию современных технологий в образовательном пространстве начальной школы в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Перед Московским институтом открытого образования поставлена задача ежегодного, в течение трех лет, повышения квалификации четырех тысяч учителей начальных классов, других педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего образования.В столице развивается система профессиональной переподготовки работников образования. В 2009-2010 учебном году реализовано 46 образовательных программ профессиональной переподготовки. Возросли по сравнению с предыдущим годом объемы профессиональной переподготовки в Московском институте открытого образования, Московском городском педагогическом университете, Московском городском психолого-педагогическом университете, Московском гуманитарном педагогическом институте.В 2009-2010 учебном году Московский городской педагогический университет обеспечил реализацию аккредитованной программы профессиональной переподготовки «Преподаватель» с присвоением новой квалификации, лицензионной программы профессиональной переподготовки на дополнительное (к высшему) образование «Менеджмент в образовании» объемом 1200 часов. В прошедшем учебном году в университете впервые по программам профессиональной переподготовки на новый вид деятельности «Менеджмент в образовании» и «Педагогика и управление в образовательном учреждении» было организовано обучение педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Юго-Восточного и Центрального административных округов, увеличены объемы профессиональной переподготовки таких специалистов, как воспитатель дошкольного образовательного учреждения, учитель-логопед.Московский городской педагогический университет решает задачу более эффективного использования учебно-научного потенциала Института подготовки руководящих педагогических кадров для осуществления профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений и их заместителей по программам менеджмента в сфере образования в связи с установлением соответствующих требований к их квалификации, а также организации целенаправленной подготовки руководящих кадров образовательных учреждений из числа молодых педагогов, победителей конкурсов лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», на соискание Гранта Москвы, лауреатов профессиональных конкурсов.Оптимизация системы дополнительного профессионального образования для наиболее полного удовлетворения индивидуальных потребностей слушателей осуществляется за счет ввода модулей дистанционной подготовки, обновления программ учебных практик, стажировок, создания элективных курсов продвинутого уровня, ввода на факультативной основе пропедевтических учебных модулей. Это позволяет ориентировать основные учебные курсы на формирование профессиональных компетенций, а не базовых представлений. Более эффективна реализация образовательных программ профессиональной переподготовки не по специальностям, а по более узким специализациям с трудоемкостью 500 часов. Необходимость оптимизации системы профессиональной переподготовки обусловлена также разворачивающейся реформой высшего профессионального образования – переориентацией системы подготовки педагогических кадров на уровень бакалавриата.Внедрение в систему ДПО дистанционных форм обучения требует уточнения нормативов труда профессорско-преподавательского состава по формированию учебно-методической и информационно-ресурсной среды для дистанционного обучения.Образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования Департамента образования выстраивается по распределенной модели с использованием блочно-модульных принципов. Введение зачетной книжки в систему дополнительного профессионального образования в Московском институте открытого образования позволило перейти от ситуативного выбора образовательной программы или модуля к преемственному профессиональному саморазвитию педагога.Последовательно решается главная задача – повышение качества реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. В образовательный процесс внедряется технология контрольно-оценочной деятельности, широкое применение получила система входного и выходного тестирования слушателей. По данным анкетирования, проводимого окружными методическими центрами, более 90 процентов слушателей отмечают удовлетворенность качеством обучения. Образовательные учреждения системы Департамента образования, реализующие дополнительные профессиональные образовательные программы, вносят вклад в развитие научно-методических организационно-содержательных, нормативных основ дополнительного профессионального образования. Проблемы развития дополнительного профессионального образования стали предметом исследований в рамках городских и окружных экспериментальных площадок. Под руководством Московского городского педагогического университета проходит эксперимент по внедрению методики оценки потребностей педагогических работников в профессиональном развитии и проектировании на основе полученных результатов образовательных программ повышения квалификации, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории педагогов.Московский городской психолого-педагогический университет разработал и успешно реализует более 40 программ дополнительного профессионального образования для психологов, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. В 2010 году разработан и утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (050400) по подготовке учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, социальных педагогов и педагогов-психологов, который станет платформой для модернизации на его базе дополнительных профессиональных образовательных программ. В университете разработана и успешно апробирована уникальная модель постдипломного образования и сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов, не имеющая аналогов в Российской Федерации. Опыт создания такой программы будет востребован при разработке программы интернатуры по направлению «Психолого-педагогическое образование». Университет приступил к реализации дополнительных профессиональных образовательных программ по инклюзивному образованию, создана дополнительная профессиональная образовательная программа по выявлению и развитию одаренных учащихся на основе стажировок в образовательных учреждениях Университетского округа Московского городского психолого-педагогического университета.Инновационна деятельность Московского гуманитарного педагогического института по реализации экспериментального проекта – конкурса педагогического мастерства слушателей системы дополнительного профессионального образования института. Конкурс позволяет отслеживать уровень приращения знаний и навыков слушателя в ходе обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе, адаптации учебного материала в своей практической деятельности. Результаты конкурса могут быть использованы при процедуре аттестации педагогических работников.Для рассмотрения коллегии Департамента образования были предложены разработанные Московским институтом открытого образования «Основные положения организации повышения квалификации в системе учреждений Департамента образования, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы», одобренные на совместном заседании Координационного совета по дополнительному профессиональному образованию, Научно-методического совета по развитию службы практической психологии и Городского методического совета. Документ декларирует принцип открытости городской системы дополнительного профессионального образования, готовности к сотрудничеству с организациями дополнительного профессионального образования, не входящими в систему департамента, предлагает новую схему структурирования реализуемых образовательных программ повышения квалификации (адаптационные, базовые, элективные, программы профессионального роста). Он определяет порядок продвижения дополнительных профессиональных образовательных программ, управления качеством дополнительного профессионального образования, устанавливается статус портала дополнительного профессионального образования как информационного органа системы дополнительного профессионального образования Департамента образования.Осуществление мероприятий, предусмотренных Основными положениями, позволит обеспечивать дальнейшее развитие городской системы дополнительного профессионального образования педагогических работников и повысить эффективность принимаемых мер в сфере повышения качества образования.Информация к сведениюПрофессорско-преподавательский состав системы дополнительного профессионального образования Департамента образования – 2322 человека. Из 1434 преподавателей, работающих на постоянной основе, 1036 – женщины. В системе дополнительного профессионального образования работают 619 профессоров, докторов наук, из них 481 – штатный, 1276 доцентов, кандидатов наук, в том числе 794 – штатных.Динамика количества слушателей системы дополнительного профессионального образования Департамента образования стабильно положительна. В 2009-2010 учебном году обучались 38135 человек, из них по программам повышения квалификации – 36640, по программам профессиональной переподготовки – 1482 человека, 13 человек прошли стажировку как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования (в 2008-2009 учебном году всего обучались 37223 человека, в том числе по программам повышения квалификации – 36110, профессиональной переподготовки – 1077, прошли стажировку 36 человек). Документы государственного образца получили 7468 руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, 2306 преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, 28362 педагогических и иных работника, в том числе 17330 учителей (30 процентов от их общего количества).В организациях дополнительного профессионального образования других ведомств по программам повышения квалификации обучались 920 человек, в том числе 536 учителей; 156 человек прошли профессиональную переподготовку.Коллегия Департамента образования на очередном заседании рассмотрела вопрос «О развитии системы повышения квалификации педагогических работников системы Департамента образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».Информация к сведениюВ новом учебном году учителям столицы предлагают к реализации 1605 образовательных программ и модулей повышения квалификации, что превышает их количество в минувшем году в 1,5 раза. В то же время лишь незначительная часть новых образовательных программ повышения квалификации направляют на общественно-профессиональную экспертизу (в 2010 году – 68, из них 12 получили отрицательное заключение).В минувшем учебном году Московский городской психолого-педагогический университет по образовательной программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» провел обучение 149 психологов, дефектологов, других специалистов. Вдвое за два последних года (с 13 до 25) увеличилось количество реализуемых программ повышения квалификации по методике подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ. Педагогические работники в системе дополнительного профессионального образования овладевают технологией тьюторского сопровождения.Качественный уровень системы дополнительного профессионального образования Департамента образования определяется следующими показателями: оформлена концепция содержания повышения квалификации; отработана процедура экспертизы образовательных программ повышения квалификации; организована деятельность Координационного совета по дополнительному профессиональному образованию; введено в практику проведение совместных заседаний Координационного совета по дополнительному профессиональному образованию, Совета по развитию службы практической психологии образования, городского методического совета; выделены стратегические ориентиры развития системы повышения квалификации Департамента образования и сформулированы основные положения организации повышения квалификации в системе учреждений Департамента образования города Москвы; определены системообразующие принципы управления качеством повышения квалификации; предложена принципиально новая классификация реализуемых в Москве образовательных программ повышения квалификации; установлен порядок подготовки и принятия образовательных программ повышения квалификации к реализации; обоснованы подходы к разработке персонифицированной модели повышения квалификации педагогических кадров, подготовлены условия для ее экспериментальной апробации на базе образовательных учреждений Юго-Западного округа; определены приоритетные направления взаимодействия научно-образовательных учреждений Департамента образования по развитию дополнительного профессионального образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с учетом постановления Правительства Москвы от 9 февраля 2010 года №118-ПП «О проведении Года учителя в городе Москве в 2010 году».Ключевая особенность современного состояния системы повышения квалификации Департамента образования – ее информационная открытость. Осуществляемый в течение трех последних лет перевод процедуры комплектования курсовой системы повышения квалификации в электронный формат обеспечивает доступность информации об образовательных программах и формах их освоения.Образовательные учреждения системы Департамента образования, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования1. Московский институт открытого образования.2. Московский городской педагогический университет.3. Московский городской психолого-педагогический университет.4. Московский гуманитарный педагогический институт.5. Московская государственная академия делового администрирования.6. Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе.7. Учебно-методический центр по профессиональному образованию.8. Научно-исследовательский институт развития профессионального образования.9. Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования.10. Научно-исследовательский институт дошкольного образования им. А.В.Запорожца.11. Центр непрерывного художественного образования.12. Московский центр качества образования.13. Центр педагогического мастерства.Формирование готовности системы дополнительного профессионального образования Департамента образования к решению задач модернизации общего образования на основе системообразующих положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает одновременное решение комплекса научно-исследовательских и практических задач. Это: разработка нормативных правовых актов, предназначенных для регламентации вопросов функционирования и развития системы повышения квалификации педагогических кадров; особое внимание к профессиональному развитию руководящих кадров образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, в том числе увеличение объемов профессиональной переподготовки по программам менеджмента в образовании в связи с введением новых требований к квалификации руководителя образовательного учреждения (обязательное образование в области управления и экономики) в Институте подготовки руководящих педагогических кадров Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского городского педагогического университета; разработка и внедрение образовательных программ и программных модулей повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; повышение квалификации педагогических работников в целях освоения новых образовательных технологий в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты в связи с внедрением образовательных программ двухуровневого высшего образования. Актуальность модернизации системы дополнительного профессионального образования возрастает в связи с введением нового порядка аттестации педагогических работников.
Комментарии