Нам, родителям, важно видеть в образовании не общую, а конкретную цель развития. Чтобы новая цель развития была объединяющей, надо, чтобы в ней формулировка включала четыре части – индивидуального и коллективного развития, улучшения школьной жизни и вклада в развитие города, вопросы общеучебного и жизненного плана, касающиеся всех граждан города.
Необходимо осваивать проектно-целевое управление. Нельзя развиваться, имея множество лишь методико-академических и технических целей. В разработке новой программы развития образования в столице принимает участие родительская общественность, в проекте новой программы написано о вкладе образования в развитие города. Это уже прогресс, теперь важно определить приоритетное направление, без этого происходит распыление сил и средств. Например, город и классы оживают от экскурсионно-туристической работы, она как жизненная метатема имеет глубокие смыслы, реализует возвышенные потребности, патриотична, укрепляет международные связи, учит мобильности. Это реальная образовательная практика в городе, которому нужны туристы и средства, которые поступают в город. К тому же воспитанный и умеющий быть мобильным человек всегда найдет себе работу. Это направление тянет за собой решение множества межведомственных задач развития, в том числе по культуре, занятости, безопасности. Все ведомства Москвы, зная цель, будут работать на наше будущее, на детей, а не дети на них. В городскую программу мы хотели бы включить вопросы управления ученическими коллективами, которые волнуют родителей, и соответственно повышения роли психологии управления, введение должности главного психолога в школах и органах управления образованием.В 1922 году были созданы детские организации по районам, потом пришло понимание, что это неэффективная система, и в 1924 году они были оставлены только в школах. Сегодня такая же ситуация, идет дублирование. Может, стоит средства сосредоточить на городском ученическом проектном движении, в котором действуют тысячи детских и детско-взрослых проектных групп, ведь это большой ресурс для развития массового ученического самоуправления.Важно, чтобы образование было первой сферой в городе, а Департамент образования стал реально первым министерством Правительства Москвы. Новая программа должна быть очеловеченной, общегородской и межведомственной. В связи с активным привлечением ученической и родительской общественности к участию в управлении образованием целесообразно первый и главный раздел изложить на двух-трех страницах и сделать его понятным для детей, учителей и родителей, а остальные разделы четко обозначить для каждой городской сферы и для каждого ведомства, чтобы в конце было общегородское главное дело года, а контроль только итоговый. В городе необходимо поддержать развивающуюся городскую проектно-деловую практику, в основе которой освоение ученическо-деловой культуры и реализация программ Правительства Москвы. Требуется включить в целевую программу социально-образовательные проекты, которые способствуют: – развитию в городе экскурсионно-туристической деятельности (Городское юношеское экскурсионное бюро); – обеспечению трудовой занятости и профориентации учащихся (школьные и студенческие агентства занятости, научно-образовательные производства); – сочетанию организации проектной деятельности и учебного процесса (школьно-семейное проектирование учебных периодов, класс-проектная технология, институт учащихся – ассистентов учителей, утверждение статуса классного руководителя как куратора группы учителей-предметников, коллектива учащихся и их родителей); – развитию экологической культуры учащейся молодежи (проекты «Школьный двор», «Из семечка – дерево», «Очищение городских прудов на основе водного гиацинта», «Сохранение Косинских озер»); – обеспечению безопасности детей на дорогах города (проект «Ученик, автомобиль и дорога», отряды юных инспекторов движения и инструкторов безопасности), а также участию в проектировании дорожно-транспортной сети и инфраструктуры; – военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи (поисковые отряды, игры разного масштаба, исторические реконструкции и др.); – созданию детских и молодежных кафе в школах, центрах дополнительного образования, колледжах, вузах и на территориях районов (городской конкурс «Мое кафе»); – улучшению устной и письменной речи, читательского мастерства школьников и студентов (проект «Мастер чтения», клубы и группы исследователей чтения, городской конкурс «Читаем вместе в классе и семье») и другие направления.Желательно создать возможности для участия образовательных учреждений в решении транспортных и других городских проблем. В Финляндии, например, прежде чем что-то строить, проектировщики идут к детям, те подают идеи и получают призы. Связь образовательной деятельности с решением городских проблем обеспечивает в немалой степени повышение качества образования. Владимир ИЗВЕКОВ, председатель Комиссии Общественной палаты по образованию в Москве, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности
Комментарии