search
main
0

Новогоднее волшебство: девятнадцатая зимняя школа «Учитель года России» прошла в Нижнем Новгороде

Девятнадцатый раз собирает мальчишек и девчонок, учителей и волонтеров-студентов проект, который впервые появился благодаря Владимиру Головнеру, учителю химии из столичной школы, Заслуженному учителю России.

Девятнадцать… С точки зрения математики – это простое нечетное число, не отличающееся от всех остальных. Если посмотреть с другого ракурса, то именно девятнадцать раз собирались в новогодние каникулы ребята со всей России и знакомились с регионами нашей великой родины, учились у лучших учителей, которые олицетворяют большой и главный конкурс – «Учитель года России». Ростов-на-Дону, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Лисий Нос, Пушкиногорье, Нижний Новгород, Мурманск, Вологда, Таганрог, Самара – что объединяет эти населенные пункты? Для нас ответ очевиден! Эти города принимали в преддверье Рождества Христова Зимнюю школу «Учитель года России». Пять дней новогоднего волшебства, открытий, потрясающих и необычных уроков на всю жизнь, мастер-классов и общения!

Обо всем по порядку!

В предновогоднюю ночь меня ждал серый, дождливый перрон. Поезд прибыл без опоздания, девятнадцатое место, нижняя полка в плацкартном вагоне, много детворы и проводница, которая представилась Еленой, широко улыбалась и всех оберегала мамочкиной заботой.

В какой-то момент именно она задала тон начала новогоднего фейерверка волшебных откровений. Прочитала стихотворение Сергея Есенина, погрузив нас в русскую зимнюю сказку, и понеслось. Детвора наперебой читали стихи, пели, чего-то пытались станцевать в узком проеме вагона, а пассажиры аплодировали и поддерживали их. Елена-проводница разбавляла порой утихающий пыл ребятни частушками, и новогодняя карусель с новой силой возобновлялась. Это был ураган положительных эмоций и тайфун счастливых мгновений! К концу поездки пассажиры вагона несколько раз спели новогодние песни, завершив традиционной «В лесу родилась ёлочка».

Вываливались все в белоснежную привокзальную нарядную атмосферу со сверкающими гирляндами и облаченную в новогоднее убранство, центром которого была фантастическая елочка.

Пора встреч – это отдельная традиция зимней школы. Казалось, что после летней экспедиции прошло полгода, а это, между прочим, 180 дней, время немалое, но чувство такое, что еще вчера мы были вместе, правда там, на далеких берегах священного Байкала, а сегодня будто в машине времени встретились в старинном Нижнем Новгороде, месте силы и русского достоинства. Церемония со вспышками эмоциональной неподдельной радости.

Первые уроки, открытие, экскурсия по городу, вечер знакомств, вечерний педагогический час. День, как резиновый, вместил в себя целую вечность, казалось, что ты прожил не один, а сразу несколько насыщенных дней.

Андрей Семке, Людмила Печникова и Владимир Головнер

А по традиции он начинается с «Доброго, доброго, доброго утра! Сегодня мы открываем девятнадцатую межрегиональную Зимнюю школу «Учитель года» в Нижнем Новгороде….»

Уроки… Трудно назвать уроками то, что происходит в учебной части. Скорее всего – это нечто иное, больше похожее на сказку в волшебном мире. Каждый раз я открываю новый мир педагогического общения, фантастических находок и откровений. Этот год подарил мне возможность окунуться с головой в этот удивительный мир. Немного завидовал ученикам, которые были погружены в процесс и максимально увлечены действием.

Начну обзор с урока гения. Сергей Валюгин, учитель филологии из Москвы, впервые мне открылся в Орловской области, когда удивительным образом погрузил нас всех своими познаниями жизни Фета, Тургенева, когда просто от души читал стихи и прозу, и это не было навязчиво, а наоборот. Мы были застигнуты врасплох глубиной и познаниями педагога. На уроке «Загадки русской классики» учитель года Москвы – 2023 виртуозно помогал ребятам находить разгадки в самых замысловатых формах. Откровений было много, меня, например, до сих пор держит впечатление от пушкинской «Мятели». И это не опечатка, это открытие, которое ученики вместе с великим исследователем сделали, используя рукописные тексты Александра Сергеевича!

Глубоким и интересным был урок Натальи Ковтонюк, учителя из Курской области. Назывался он «Интуиция». Смысловой и для осмысления материал. Меня заставил он задуматься над тем, а как мы оцениваем этот мир, по каким качественным характеристикам и можно ли, только взглянув на картинку, понять суть и глубину объекта?

Что такое текст и может ли обычный свитер быть им? На уроке Сергея Лямина «Жизнь и смерть текстов, которые мы пишем и которые мы читаем». Сергей Константинович объединил истории и литературу, зрительные образы с вербальными, аналитическое мышление с творческим порывами. Это было тонко и безупречно!

На уроке Владимира Головнера

Урок по химии «Цэ-Цэ» Владимира Головнера, учителя года Москвы и автора проекта «Зимняя школа», не мог оставить никого равнодушным. Эксперименты, моделирование, открытие интересных свойств. Вот так описала урок Людмила Печникова: «Урок химии сподвиг на цитирование Валерия Брюсова о «тонких властительных связях» и о «бриллианте, который непременно… оживёт в алмазе» – в «отточенной и завершённой фразе» Владимир Нодарович так мастерски соединил и учеников, и педагогов, что грани между ними не были заметны, так как сияли все!»

О моем уроке Людмила Владимировна написала так: «В союзе физиков и лириков в очередной раз убедились, когда после мастер-класса Андрея Семке «Неделимое» сразу на память пришло бунинское «А счастье всюду…». Спасибо за такую высокую оценку.

Андрей Семке после урока с нижегородскими учителями

Конечно, нужно написать обо всех уроках, но, к сожалению, этого сделать невозможно, либо нужно быть секретным агентом, чтобы одновременно смотреть сразу за целой россыпью замечательных мастерских. А темы занятий были интересными: «По стопам стихов» (уроки стихосложения), Ирина Саутина, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Республики Башкортостан-2021»; «География в занимательных экспериментах или мастерская юного волонтера», Галина Монакова,  победитель конкурса «Учитель года Белгородской области-2001»; «Человек и биоритмы», Ольга Захарова; победитель конкурса «Учитель года Владимирской области-2014»; «Бесподобные треугольники: несколько красивых теорем, доказанных с помощью подобия», Ксения Кривцова, г. Москва; «Текст как фильм или фильм как текст» (по мотивам произведений Максима Горького), Наталья Агафонова, победитель конкурса «Учитель года Пермского края-2023»; «Кто я в этом мире», Татьяна Усова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года–2011»,  победитель конкурса «Учитель года Саратовской области-2011»; «Петр I: детективная история», Денис Орлюк, победитель конкурса «Учитель года Саратовской области-2021»; «Ароматы Пушкинской эпохи», Ирина Фоменко, Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года -2009», Ставропольский край; «В поисках Деда Мороза» (урок-практикум по программированию ботов), Евгений Труфанов, победитель конкурса «Учитель года Тверской области-2017»; «Волшебный Прованс», Людмила Бабкина, победитель конкурса «Учитель года Тульской области-2015»; «Живописная музыка» (М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»), Светлана Цуцура, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2024»; ««Стенгазета vs блог» (Текст как способ избежать конфликта поколений), Оксана Родионова, Общероссийский профсоюз образования; «Поэзия дверных ручек» (художественные формы поэтических текстов), Мария Пальникова, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2024», г. Хабаровск; «Логлайн или “в двух словах”», Надежда Зюзина, лауреат конкурса «Учитель года Тульской области-2014». И это тоже только небольшая часть!

Девятнадцать – это число, расположенное между 18 и 20, и его можно получить, складывая вместе три простых числа. Вот и данная межрегиональная Зимняя школа всегда складывается из трех простых компонентов: учеников, педагогов и организаторов, которыми в этом году стали наши нижегородские друзья. На открытие проекта без пафоса и долгих речей мы узнали об истории движения, спели гимны общероссийской организации «Учитель года» и нашей межрегиональной школы «Учитель года», и услышали слова приветствия от главных организаторов и наших друзей Ирины Зиновьевой, руководителя Центра работы с одарёнными детьми «Вега», и Людмилы Печниковой, руководителя регионального отделения «Учитель года». С самых первых дней с нами рука об руку – «Учительская газета», было приятно услышать ободряющие слова Ирины Димовой, заместителя главного редактора сетевого издания. Церемонию открытия вместе провели Владимир Головнер и Светлана Ильина, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года». Завершилось это прекрасное действие парадом флагов регионов. Как же это красиво!

Традиционно в вечерней части каждая делегация представляет небольшую визитку. Мы путешествовали по российским просторам: от Вологды до Хабаровска, от Краснодарского до Пермского края, наслаждались красотой и неповторимостью разных географических точек и теми, кто их так выразительно, без шаблонов и рамок, креативно и с юмором показал нам.

Вечерний педагогический час – это еще одна возможность рассказать о своих наработках и проектах. В первый вечер (и это тоже стало традицией) о новых направлениях работы общероссийского профсоюза работников образования рассказала Оксана Родионова. Мне удалось рассказать о конвергентных и дидактических приёмах использования юмора на уроках и о рождении нового проекта, посвящённого нашей Великой Победе над фашистами, восьмидесятилетний юбилей которой мы будем отмечать 9 мая 2025 года.

Вот таким большим и насыщенным был первый день Зимней школы. Впереди еще четыре дня и более сотни открытых уроков, мастер-классов, традиционных мероприятий школы.

Мастер-класс Андрея Елисова

Особо хочу поделиться эмоциями о мастер-классе Андрея Елисова, учителя истории, поэта, активиста регионального клуба «Учитель года» «Великолепная семёрка». Как он филигранно и с большой духовностью читал стихи и делился с нами находками своих детей, точно и красноречиво, с любовью рассказывал о персонажах, событиях, истории! Комок подкатывал к горлу от волнения и эмоций. Уверен, что это действо школьникам и учителям запомнится надолго и обязательно аукнется в их профессиональной деятельности.

Девятнадцать тысяч шагов мы сделали, чтобы выполнить задания краеведческой игры. «Нижегородские штучки» – игра, которая дает возможность познакомиться с городом, его жителями, культовыми объектами, организовать взаимодействие и получить удовольствие от находок и погружения в зимнюю атмосферу старинного города. Мы пели песни у стен Нижегородского кремля, а помогал нам и аккомпанировал на гармони местный житель Алексей, который с удовольствием присоединился к нам. Изображали картину В. Сурикова «Взятие снежного городка», а нижегородцы вместе с нами позировали.

По литературным местам Нижнего Новгорода

Мы бегали и искали памятники известным местным жителям: Кулибину, Чкалову, Нестерову, Бонч-Бруевичу, Горькому, Минину. Устраивали флешмоб и танцевали вальс на фоне знаковых местных достопримечательностей. Около театрального училища, в котором учились Евстигнеев и Панкратов-Чёрный, отстукивали чечетку, подобно тому, как это делали герои фильма «Зимний вечер в Гаграх». Сочинили оду нижегородской ярмарке и прочитали ее у местной достопримечательности.

Чтобы все это найти и правильно выполнить, нам потребовалось сделать девятнадцать минут видеосъемок и прошагать девятнадцать тысяч шагов. Знаковые числа. Мы заняли второе место, но, поверьте, это стоит больше, чем победа. Мы получили истинное удовольствие, выполняя эти чудные задания и узнали много нового от местных жителей и гостей города.

С городовым в храме мужского монастыря

Девятнадцать – это число, которое является завершенным в магическом шестиугольнике. Вот и межрегиональная Зимняя школа стала для нас чудом, только Рожественским. В сочельник мы попали вместе с нашим гостеприимным хозяином, нижегородским городовым Алексеем Никифоровым, в Вознесенский Печерский мужской монастырь, место силы и поклонения, побывали на Фёдоровской набережной, проехали по знаковым литературным местам Нижнего Новгорода. Алексей Николаевич является членом Городского Совета Отцов Нижнего Новгорода, координирует межрегиональный проект «Наставничество» Союза Отцов России и имеет много других проектов и регалий в сфере туризма.

На фабрике игрушек «Ариель»

В завершении всего происходящего мы попали в волшебную сказку – фабрику елочных игрушек «Ариель». Описать, что с нами происходило в стенах этого зимнего чуда, очень сложно. Это какой-то сюрреализм, написанный масками футуристов в стиле модернизма и конструктивизма. Хрупкие женщины из обычного стекла выдували самые причудливые сосульки, грибы-боровики, шары и даже домики на курьих ножках. Мастера-художники эти невзрачные однотипные стекляшки превращали в шедевры, неповторимые, со своим особым шармом и стилем. Попробовали и мы себя в этом увлекательном творчестве. Мне удалось вместе с Надеждой Зюзиной, учителем из Тульской области, на шаре изобразить символ нашей программы – пеликана. Останется память об этом волшебном дне, сочельнике и наступающем рождестве.

А впереди – поезд и дорога в теплый Краснодарский край. На часах ровно девятнадцать. Знаковое число, значит скоро будет XX Зимняя школа «Учитель года», новые открытие и, конечно же, рождественская сказка с открытыми уроками и мастер-классами, визитками и новогодним межрегиональным концертом, и это будет совсем скоро, ровно через год.

Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года», объединившая учеников и педагогов из 21 региона, порадовала своими талантами всех: и дарующих, и воспринимающих – какое профессиональное счастье, что Нижний Новгород стал первой образовательной площадкой в новом 2025 году. Праздник созидательной педагогики состоялся!

Андрей Семке, учитель физики и астрономии школы «Фоксфорд», методист  международной школы программирования и математики «Алгоритмика», заслуженный учитель Кубани, почетный наставник РФ, лауреат премий Януша Корчака и Династия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте