У гимназии №1 города Калачинска долгая история – ей 80 лет. Новая началась в сентябре 2005 года, когда было построено современное здание. Первая гимназия известна в области интеллектуалами, хотя никакого отбора сюда нет. О том, как из обычных детей обычного провинциального городка вырастить умников, рассказывает Светлана Федоровна ШУЛЕПОВА, директор гимназии, почетный работник общего образования РФ.
Основную идею деятельности гимназии мы определили как создание условий для самореализации личности. Стараемся создать условия для развития каждого ученика, ведь давно замечено, что таланты появляются там, где им помогают расти. Систему работы мы выстроили по алгоритму: выявление способных, актуализация их интересов, организация работы с ними, помощь в самообразовании, вовлечение в различные виды деятельности, стимулирование и поощрение. Сегодня у нас четыре направления работы с талантливыми учениками: интеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, учебно-исследовательское.Интеллектуальное включает прежде всего организацию олимпиадного движения. «Все начинается со школьного звонка», как поется в известной песне. А в олимпиадном движении – со школьного этапа, самого массового и самого ответственного. Его важно организовать так, чтобы замотивировать ребят, создать условия для развития здоровой конкуренции, поднять престиж знаний. Традиционно в преддверии школьных олимпиад мы проводим единые классные часы. Готовим информационное сопровождение, стараемся подключить и гимназическое радио, и сайт, и ярко, призывно оформленный информационный стенд. Все должно работать на создание особой атмосферы интеллектуальной среды – эмоциональный, психологический аспект здесь очень важен.Подготовительная работа начинается уже в сентябре. Методические объединения формируют списки участников, обновляют банк олимпиадных заданий, заместитель директора проводит методический семинар, учителя начинают работу по подготовке детей. Формы подготовки у наших учителей разные: индивидуальные или групповые дополнительные занятия, консультации, задания для самостоятельной работы. Для рационального использования времени многие наши педагоги практикуют групповые разновозрастные занятия – это еще и взаимопомощь, передача опыта участия в олимпиадах от старших к младшим. Содержание олимпиадных заданий сегодня настолько сложное, что значительно выходит за рамки школьной программы. Формируем банк олимпиадных заданий разных уровней, анализируем материалы вместе с учениками. Почти всегда испытываем недостаток олимпиадных заданий, приходится самостоятельно их искать, поэтому считаем полезным формировать базу интернет-ссылок и сайтов.Творческая группа наших педагогов разработала программы подготовки к предметным олимпиадам: по русскому языку – «От простого к сложному», по биологии – «Секретные материалы живой природы», по английскому языку – «Английский: путь к успеху». От профессионального мастерства учителя многое зависит: наши учителя регулярно посещают семинары тьюторов олимпиадного движения в Институте развития образования области, участвуют в работе муниципальной сетевой школы олимпиад, проходят курсовую подготовку по технологиям дистанционного обучения. После каждого этапа подводятся итоги, результаты анализируются в сравнении с предыдущим годом. Для эффективной подготовки важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. Над развитием интеллектуальных способностей мы работаем постоянно. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке. Победители и призеры отмечаются в приказе директора, школьных газетах, на сайте.Учебно-исследовательское направление в гимназии связано с гимназическим НОУ «Эврика». Существует оно с 1993 года, а в 2007-м мы официально зарегистрировали его в детской областной общественной организации «Научное общество учащихся «Поиск». Если в коллективе единое понимание важности данных задач и есть желание работать с детьми, развиваться самим – результаты будут.Система организации исследовательской деятельности, так же как и олимпиадной, носит цикличный характер. Если куратор НОУ четко организовал данный период, исследовательская работа становится целенаправленной, управляемой и контролируемой. С октября по январь идет основной этап, связанный с подготовкой и проведением исследований. Учителя-наставники проводят индивидуальные и групповые занятия для своих учеников, эксперименты, консультации, организуют их самостоятельную работу над исследованием. А куратор НОУ обеспечивает методическое сопровождение: проводим обучающие семинары по вопросам структуры, оформления работ, предлагаем лучший опыт учителей-наставников, организуем подбор научно-методической литературы по проблемам исследовательской деятельности, по мере необходимости в индивидуальном порядке консультируем учителей по вопросам организации исследовательской деятельности. В конце января начинается подготовка к гимназическим научным чтениям – так мы называем школьную научно-практическую конференцию. Формируются секции, определяется состав жюри, оформляется информационный стенд, готовится наградная продукция, сценарий торжественного открытия конференции, приглашаются родители.Это событие в жизни нашей гимназии: праздник способствует развитию престижа знаний, формирует интеллектуальную среду, обеспечивает рост познавательной активности и здоровой конкуренции учеников. Период участия в научно-практических конференциях длится до апреля. На сайте гимназии мы размещаем информацию о сроках проведения конференций, их участниках, достигнутых результатах. В гимназической газете участники НОУ «Эврика» делятся впечатлениями о своих открытиях, обязательно проводятся поздравительные радиолинейки.Работа приносит свои плоды – численность состава НОУ гимназии с каждым годом увеличивается: растет число юных исследователей и педагогов-наставников. В составе НОУ «Эврика» около 100 учеников и 30 учителей-наставников. После региональной НПК работа останавливаться не должна: мы стараемся организовать участие гимназистов в альтернативных научно-практических конференциях, в том числе дистанционных и заочных, в течение всего учебного года.Формируются у нас и новые традиции. Например, членами гимназического научного общества становятся со 2-го класса. Активно взаимодействуем с семьями – родители могут выступить в роли консультантов при подготовке исследования, присутствуют на работе секций гимназической конференции и могут входить в состав жюри. Наши учителя создают собственные интернет-ресурсы для работы с детьми в дистанционном режиме.Прежде всего это интегрированный ресурс «НУ и НУ!?», объединивший интересные материалы и факты по разным учебным предметам. Здесь ребята могут подготовиться к предметным олимпиадам, написанию исследовательских и проектных работ, стать участниками интерактивных предметных недель. Название ресурса расшифровывается как «Необычное – Удивительное – Интересное – Неординарное – Увлекательное», так и воспринимается ребятами. С ним могут работать гимназисты любого возраста: ученикам начальных классов адресованы разделы «Страна знатоков» и «Познавательные игры». Здесь учебный материал представлен в форме познавательных игр, викторин, кроссвордов. Ученики постарше могут стать участниками предметных тематических недель, принять участие в конкурсах, стать членами виртуального сообщества. А еще на этом сайте проходят творческие выставки одаренных в плане прикладного искусства ребят, где они рассказывают о своих увлечениях и достижениях, демонстрируют творческие работы.Для подготовки школьников к творческим и интеллектуальным состязаниям по мировой художественной культуре учитель МХК разработал ресурс «Мировые сокровища». Тут и информация для расширения кругозора, и тренажеры, и задания всех этапов Всероссийской олимпиады школьников для самостоятельной подготовки. Есть разделы, где учитель приглашает учеников к диалогу об искусстве, к обсуждению спорных, проблемных вопросов. По количеству победителей и призеров гимназического и муниципального этапов олимпиады видно, что интерес к изучению МХК растет.Ресурс «Парадоксы для «Парадокса» разработан руководителем и членами гимназического Интеллект-клуба. Тут есть раздел «Игротека» с правилами популярных интеллектуальных игр, таких как «Пентагон», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Бескрылки»… У пользователей есть возможность не только изучить правила игр, но и скачать интересующую версию игры или выполнить интеллектуальные задания онлайн. «Это интересно» предлагает книги для эрудитов, ссылки на интернет-ресурсы. «Тренировочная база» включает интерактивные модули разной тематики, разработанные самими членами клуба. База постоянно обновляется и пополняется. Появление ресурса открыло новые возможности для подготовки членов наших интеллектуальных команд – количество команд знатоков сразу выросло с трех до пяти. Причем «Парадоксы для «Парадокса» дают шанс любому попробовать свои силы.На собственном опыте мы убедились, что дистанционные технологии открывают перед учителем новые возможности в работе с одаренными детьми. Главное – у педагога появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ученика, его образовательные потребности. Школьник развивает навык сетевого взаимодействия, получает возможность дополнительно заниматься в удобное для себя время в комфортной домашней среде. Работа объединила коллектив, выявила лидеров, определила единомышленников. Более разнообразным стало содержание внеурочной деятельности.Калачинск, Омская область, фото автора
Комментарии