Значительным событием июля стала совместная пресс-конференция префекта ЮВАО Владимира Зотоваи министра образования Москвы Исаака Калины. Почему? Прежде всего потому, что реализация политики Правительства Москвы в образовании – это во многом работа префектур, ведь школы – сфера их ответственности. Не случайно на пресс-конференции присутствовали главы управ и муниципалитетов.
Владимир ЗОТОВ, префект ЮВАО:С 2009 по 2012 год наш округ пережил последствия мирового финансового кризиса и подъем экономики всех предприятий и организаций, оказывающих особо значимое влияние на промышленную составляющую столицы. С 2011 года развитие округа осуществлялось по единой комплексной программе, основанной на 16 среднесрочных городских государственных программах, которая была презентована мэром Москвы Сергеем Собяниным в мае 2011 года, прошла широкое обсуждение с общественностью ЮВАО и принята к исполнению всеми органами исполнительной власти округа.В 2011 году была ликвидирована очередность в детские сады, осуществлена 100%-ная поставка компьютерной техники в начальную школу, мы приступили к реализации пилотного проекта по образованию, перевели 100% школ на новую систему оплаты труда, что привело к увеличению заработной платы педагогического состава в 1,5 раза.Понять, как меняется состояние системы образования, можно иногда даже по некоторым деталям. Ко мне как-то обратились две знакомые семьи с просьбой устроить детей в детский сад ЦАО. Я им посоветовал для начала встать в электронную очередь, а уж потом я попрошу Сергея Байдакова помочь в решении проблемы. Через два дня они мне звонят: «Владимир Борисович, мы встали в очередь, нам дали три варианта, в том числе тот садик, в который мы просили». Так я убедился, что блат нынче не нужен. То есть очереди реально исчезли, и если родители заблаговременно ставят на очередь своего ребенка, тот обязательно попадет в детский сад, а к тем, кто опоздал, относятся с пониманием. За четыре года в ЮВАО построены 30 детских садов – это о чем-то говорит. В последнее время мне поступили 8772 обращения граждан, но не было ни одного по поводу устройства в детский сад, и всего три были связаны с системой образования. Я понимаю, что сегодня многое зависит от руководителя образовательного учреждения. В первую очередь это должен быть человек, выполняющий все возложенные на него регламентные должностные функции, с другой стороны – успешно решающий поставленные задачи, умеющий быть и консервативным, и прогрессивным, пользующийся авторитетом, проявляющий заботу о сохранении фундаментальных ценностей (культуры, естественных дисциплин, истории, патриотизма), перенимающий передовой опыт, внедряющий информационные технологии. Конечно, это должен быть высококлассный менеджер, умеющий управлять, человек передовых взглядов. Мы заинтересованы в такой модели управленца, ведь директор и учительский коллектив всегда опора для местной власти, поскольку тут налицо концентрация интеллекта с мощным социальным потенциалом, работа с детьми, родителями, проекты, спортивные мероприятия, многообразные контакты, высший уровень культуры, в том числе культуры взаимодействия с властью. Мы изучаем продвинутые школы в других округах, узнаем о них на каких-то соревнованиях, информационных мероприятиях, на порталах, из газет или по телевидению, стараясь понять, какой сегодня может быть лучшая школа. Думаю, в результате мы продвинулись в понимании проблем и задач, которые будем решать в системе образования Юго-Восточного округа. Но мы, наверное, продвинулись в понимании еще одной задачи: благодаря усилиям мэра Москвы Сергея Собянина система образования, как и другие городские системы, очень много получила, те программы, проекты, которые должны быть реализованы, будут реализованы. Мы должны помочь и школе, и учителям, и родителям, и детям сделать все, чтобы они любили школу, своих учителей, улицу, на которой живут, свой двор, а значит, и Москву. В таком случае мы сможем сделать следующий шаг в воспитании патриотизма у наших детей, поработать вместе так, чтобы им было лучше, чтоб они были счастливы, обучаясь и в последующем работая на благо Москвы.Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:Когда я пришел два года назад в Департамент образования Москвы, было три огромные проблемы: очередь в 38 тысяч детей в детские сады, «костры 1 апреля» вокруг почти половины школ города, поборы в школах. На сегодняшний день очередность ликвидирована, осталось устроить в детские сады 348 детей из двух районов – Куркино и Ходынка. В этом году из детских садов уходят дети 2005 года рождения, а массово приходят дети 2009 года рождения, разность составляет 23 тысячи человек, и, если бы мы не построили новые детские сады, очередь бы осталась. В 2012 году никто не заметил 1 апреля, так как была введена электронная очередь. Наконец, в конце прошлого учебного года выяснилось, что в Москве на подарки учителям родители выпускников собирают денег меньше, чем в провинции. Да и чувствуют себя учителя много лучше, чем недавно: зарплата московских учителей увеличена в два раза, это поднимает авторитет педагогов, у которых средняя зарплата чуть больше 57 тысяч рублей, директоров школ, у которых средняя зарплата 99 тысяч рублей (чем я не доволен, она должна быть больше!). Зарплата заведующего детским садом с 40 тысяч поднялась до 73 тысяч рублей, а это значит, мы можем быть спокойны – наши дети отданы в надежные руки. Недавно на встрече в ЮВАО у меня была дискуссия с народным учителем РФ, директором Центра образования №548 Ефимом Рачевским, который считает, что нет зависимости качества образования от зарплаты. На что я сказал: «Был еще один великий человек – Михаил Лермонтов, который написал: «Богатство – это еще не счастье, но все-таки оно ближе к нему, нежели бедность». Нормальная зарплата учителя – это не гарантия качества, но все-таки это ближе к нему, чем недостойная зарплата.Могу признаться, что год назад я был очень уважаемый человек. Ко мне было столько звонков с просьбами устроить детей в детсад, в школу, а в этом году звонков нет, наконец-то руководитель департамента перестал быть распределителем мест в школах и садах. И слава богу, так и должно быть. Формульное финансирование резко снизило влияние чиновников на развитие школы: все средства город распределяет в зависимости от количества детей, которые посещают школу или детский сад. Чиновник ничего не может самовольно распределять, директор не может оставаться свободным от ответственности, а московские семьи становятся равными партнерами со школами, избирая управляющие советы. Наша привычка жаловаться на жизнь идет от того, что мы не знаем, как сами можем повлиять на свою жизнь. Я уверен, что работа в школьных управляющих советах очень влияет на начало общественно-политической жизни любого человека, и очень хочу, чтобы задача управления школой или садом и ответственность родителей стали общей задачей.Город за последние два года сделал многое в области образования: в 2010 году на развитие образования Москва выделила 162 миллиарда рублей, в 2012 году – 275 миллиардов рублей, это не считая средств на компьютерную технику и укрепление материальной базы образовательных учреждений. О проблемах, конечно, говорить надо, но это проблемы другого порядка, которые имеют другое решение, а москвичам надо говорить о тех положительных и позитивных изменениях, которые происходят в системе образования. Не скрою, есть противники того, что мы делаем, но я очень «люблю» мнение «против» тех, кто не пробовал, это очень удобная позиция, потому что, если все получится плохо у тех, кто попробует, эти люди скажут: «Мы были правы!», а если хорошо, тогда им можно сказать, что получилось хорошо, потому что они предупреждали. Очень удобная позиция, но абсолютно безответственная. Глаза боятся, руки делают, я предпочитаю делать, а не бояться. Среди тех, кто в Москве перешел на новую систему финансирования, я пока не встречаю людей, которые сказали бы, что в старой системе финансирования было лучше. Теперь, чтобы получить дополнительное финансирование, надо просто набрать больше детей, а для этого иметь такое качество образования, чтобы к тебе хотела детей вести московская семья.Новая система финансирования – не финансовая задача, это решение педагогических задач с помощью финансовых механизмов. Я категорически прошу не рассматривать новые финансовые механизмы как самоцель, они вообще очень мало имеют отношения к финансированию. Это новая модель отношений между участниками образовательного процесса именно для грамотного, четкого решения педагогических задач, сам коллектив становится глубоко заинтересованным в высоких результатах, и это сегодня, скажем так, подталкивает коллективы на освоение новых методик, новых методов, активно используя оборудование, которое приходит, переходить на новые стандарты. Против НСОТ может быть только тот человек, что боится свободы и ответственности. НСОТ – дело образовательного учреждения, того, как оно оценивает вклад отдельного работника, благодаря которому школа или интересна московской семье, или нет. Сколько должен получить конкретный учитель, решают не на Семеновской, и не на Тверской, а в самом коллективе с участием всех педагогов, родительской общественности, а во многих школах даже с участием старшеклассников. В этом, могу сказать, огромный плюс для системы, но минус для тех, чье качество работы не позволяет получать стимулирующие надбавки. Я люблю «заботиться о двоечниках», сейчас мы даем учителям и управленцам возможность не быть двоечниками, новая система финансирования делает весь коллектив заинтересованным в высоком общем результате, а уж как потом они оценят внутри коллектива вклад каждого педагога, это право и обязанность самого коллектива образовательного учреждения.
Комментарии