Об отчете Центрального комитета Общероссийского профсоюза образования за период с апреля 2005 года по март 2010 года и действиях профсоюза по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюза.
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) СЪЕЗД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 марта 2010 г. г. Москва №6
Заслушав и обсудив отчетный доклад Центрального комитета Общероссийского профсоюза образования, VI съезд профсоюза отмечает, что 2005-2009 годы стали периодом наиболее активной фазы развития процессов модернизации российского образования, системных изменений в этой сфере, характеризующихся введением новых подходов к процессу управления системой образования в условиях перераспределения полномочий между уровнями власти в социальной сфере, включением рыночных механизмов хозяйствования, существенными изменениями в законодательстве РФ в области образования.
Профсоюз настойчиво доказывал, что важнейшим условием обеспечения доступности качественного образования и улучшения условий обучения является значительное повышение ресурсного обеспечения сферы образования, социального и профессионального статуса педагогических работников, уровня социальных гарантий работников и обучающихся в сфере образования.
Эту позицию профсоюз отстаивал в ходе переговоров с Правительством РФ, региональными и местными органами власти, при участии в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, при заключении Отраслевого соглашения с Рособразованием, при подготовке предложений к законопроектам, при взаимодействии с Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России, Государственной Думой, Советом Федерации, а также в ходе проведения массовых акций.
Важной особенностью в деятельности профсоюзных организаций всех уровней в отчетный период стал поиск новых эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников образования и студентов, приведший к необходимости глубинной перестройки работы всего профсоюза. Произошел настоящий рывок в повышении экономической и правовой компетентности профсоюзных кадров и актива.
Проблемы развития образования в условиях модернизации во многом определили выбор профсоюзом направлений и содержания его работы, наряду с традиционными определили новые задачи, связанные с обновлением содержания и повышением качества образования, проведением экспертизы проектов федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствованием проведения ЕГЭ, разработкой предложений по улучшению системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников, определению нового порядка аттестации учителей, преподавателей и других педагогических работников.
Профсоюз стал одним из активных и востребованных участников различных общественных институтов в системе государственно-общественного управления образованием, при обсуждении и реализации инновационных образовательных проектов и программ, таких как федеральные государственные образовательные стандарты, ПНПО и КПМО, осуществление объективной оценки и популяризация лучшего опыта коллективов школ и лучших учителей.
Профсоюз, его первичные и территориальные организации последовательно и принципиально отстаивали в отчетный период трудовые права, профессиональные и социально-экономические интересы работников и обучающихся, добивались реального повышения заработной платы работников образования и всей бюджетной сферы в тесном взаимодействии с Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ и при активной поддержке ФНПР, проводя переговоры с Правительством РФ, руководством Государственной Думы, встречи руководителей общероссийских профсоюзов с Президентом РФ, организуя и участвуя во всероссийских коллективных действиях и других общероссийских акциях.
За отчетный период среднемесячная начисленная (номинальная) зарплата в сфере образования, по данным Росстата, увеличилась в целом почти в 2,7 раза (с 5 до 13,3 тысячи рублей).
Под постоянным вниманием профсоюза и его Студенческого координационного совета находился вопрос улучшения стипендиального обеспечения студентов. В результате за отчетный период стипендия выросла более чем в 2 раза – с 500 рублей с 1 апреля 2005 года до 1100 рублей с 1 сентября 2008 года.
Во многом успешную деятельность профсоюза в этот период определяла сформированная в сфере образования многоуровневая система социального партнерства, реализуемая посредством заключаемых отраслевого, региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров в образовательных учреждениях, обеспечивающих взаимодействие с органами власти всех уровней и непосредственно с работодателями, формирование и развитие отраслевой нормативной правовой базы, повышение роли представительных органов работников в этой работе.
Благодаря реальному функционированию системы социального партнерства удалось сохранить многие социальные гарантии для работников и обучающихся, в том числе утраченные на федеральном уровне (санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и студентов и многое другое).
На федеральном уровне социальное партнерство в сфере образования развивалось на основе реализации Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Рособразования, заключенного на 2006-2008 годы и 2009-2011 годы. На основе соглашений о взаимодействии с Минобрнауки России, Рособрнадзором, Рострудом, Российским союзом ректоров и Комитетом по образованию Государственной Думы сформировалась система совместной работы по ключевым вопросам взаимодействия.
Правозащитная работа профсоюза в отчетный период как одно из главных направлений деятельности профсоюза во многом способствовала эффективному обеспечению защитной функции профсоюза и повышению мотивации профсоюзного членства. Стабилизировалась ситуация с кадровым обеспечением этой работы на региональном уровне профсоюзной структуры.
В практику работы прочно вошло проведение общепрофсоюзных тематических проверок. По результатам двух последних проверок их правозащитный эффект составил более 30%. Показатель экономической эффективности реализации всех форм правозащитной работы ежегодно повышался и составил в совокупности за 2005-2009 годы более 12,1 млрд рублей.
Работа по защите прав членов профсоюза на благоприятные, здоровые и безопасные условия труда стала более эффективной и результативной благодаря действующей в профсоюзе системе управления общественным контролем охраны труда, ежегодного увеличения финансирования мероприятий по охране труда. В результате наблюдается улучшение условий труда, снижение травматизма среди работников образовательных учреждений. Активизировалось участие профсоюза в организации оздоровления и отдыха членов профсоюза.
Последовательно осуществляются меры по организационному и финансовому укреплению профсоюза, совершенствованию его организационной структуры.
С целью минимизации налогообложения и пополнения профсоюзного бюджета более трети территориальных организаций перешли на упрощенную систему налогообложения, при которой экономия профсоюзных средств составила по ряду организаций до 12% от фонда оплаты труда. С этой же целью принимаются решения о поэтапном переходе районных, городских и первичных профсоюзных организаций с численностью менее 1000 человек на финансовое обслуживание в территориальных организациях профсоюза.
За последние годы стабилизировался общий охват профсоюзным членством. Почти в каждой пятой территориальной организации профсоюза наблюдается рост абсолютной численности членов профсоюза, в каждой третьей – охват профсоюзным членством выше среднего по профсоюзу.
Постоянное внимание со стороны ЦК профсоюза уделялось развитию системы профсоюзного обучения и курсовой переподготовки, дальнейшему кадровому укреплению первичных и территориальных организаций профсоюза.
За прошедшие пять лет в профсоюзе сложилась единая внутренняя коммуникационная сеть профсоюза, обеспечивающая оперативность и качество передачи информации на основе электронного документооборота, что существенно повысило эффективность деятельности и взаимодействия всех структур профсоюза.
Профсоюз обладает достаточным набором информационных ресурсов, которые позволяют оперативно и в полном объеме доводить позицию профсоюза по всем актуальным вопросам до членов профсоюза, всех профсоюзных организаций, а также до общества и органов государственной власти и местного самоуправления.
Профсоюзу и его организациям удалось сохранить, а в некоторых случаях и усилить свою роль в системе государственно-общественного управления образованием, включиться в процесс взаимодействия с новыми видами организаций в образовании, найти и освоить новые и эффективные формы в представлении деятельности профсоюза на поле общественных инициатив.
Вместе с тем в предстоящий период профсоюзу и его организациям предстоит осуществлять представительскую и защитную функции, не допуская снижения уровня социальных гарантий работников образования и обучающихся, решать новые, не менее сложные задачи в условиях дальнейшей модернизации российского образования и найти ответы на новые вызовы времени, связанные с:
– изменениями нормативно-правовой базы в сфере образования;
– реализацией государственной политики в сфере профессионального образования, предполагающей серьезную реорганизацию и дифференциацию учреждений профессионального образования;
– реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
– введением новых систем оплаты труда до 2012 года во всех образовательных учреждениях;
– определением и реализацией системных мер по дополнительной поддержке работников дошкольных образовательных учреждений;
– повышением социального статуса педагогических работников;
– привлечением в сферу образования молодых специалистов;
– дальнейшим совершенствованием и повышением качества организационной, информационной, кадровой, финансовой и инновационно-проектной работы в профсоюзе;
– созданием оптимальных организационно-финансовых и учебно-методических условий для систематического и непрерывного повышения квалификации профсоюзных кадров и актива и др.
В контексте обозначившихся дальнейших широкомасштабных изменений в сфере образования и с учетом продолжения реформы бюджетного сектора экономики в предстоящий пятилетний период профсоюзу и его территориальным и первичным организациям предстоит решать задачи по повышению эффективности своей деятельности в новых условиях.
VI съезд Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать работу Центрального комитета профсоюза за отчетный период удовлетворительной.
2. Утвердить отчет Ревизионной комиссии профсоюза.
3. Принять Программу развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2010-2015 годы (прилагается).
4. В условиях проводимой модернизации образования считать главной задачей профсоюза на предстоящий период повышение эффективности работы по представительству и защите трудовых прав, профессиональных и социально-экономических интересов членов профсоюза в сфере занятости, профессиональной подготовки и повышения квалификации, оплаты труда, пенсионного обеспечения, охраны труда и здоровья, обеспечения жильем, оплаты жилья и коммунальных услуг, не допуская снижения уровня социальных гарантий работников образования и обучающихся.
5. В рамках выполнения уставных задач Общероссийскому профсоюзу образования необходимо добиваться:
5.1. Повышения социального и профессионального статуса педагогических работников, уровня социальных и трудовых гарантий работников, привлечения в сферу образования молодых специалистов.
5.2. Утверждения единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников образования в целях обеспечения государственных гарантий по оплате труда и установления достойного уровня оплаты труда педагогическим и другим работникам образования за выполнение ими должностных обязанностей, а также предотвращения неоправданной дифференциации в оплате труда, обусловленной резкими различиями между субъектами РФ в уровне бюджетной обеспеченности.
5.3. Внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения и конкретизации состава минимального размера оплаты труда.
5.4. Ежегодной индексации заработной платы работников образования в размере не ниже реального уровня инфляции, повышения уровня стипендиального обеспечения студентов.
5.5. Исключения зависимости оплаты труда учителей от числа обучающихся в классах.
5.6. Обеспечения в рамках продолжающейся реформы бюджетного сектора экономики и законодательного изменения правового положения государственных и муниципальных учреждений необходимости учета:
социальной значимости выполняемых функций, контингента и социального статуса обучающихся (воспитанников);
предварительной разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, методики расчета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание образовательных услуг и содержание имущественного комплекса образовательных учреждений, исходя из реальных нормативных затрат на реализацию образовательных программ соответствующего уровня и содержания имущественного комплекса, а также методики расчета задания на оказание образовательных услуг;
синхронизации перехода в новый тип государственных (муниципальных) учреждений со сроками введения нормативно-подушевого финансирования обучения в образовательных учреждениях, определенными Президентом РФ (за три года).
6. Центральному совету профсоюза, территориальным и первичным профсоюзным организациям обеспечить:
6.1. Практическую реализацию целей, задач и основных направлений Программы развития деятельности Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2010-2015 годы.
6.2. Дальнейшее развитие и совершенствование деятельности профсоюза, направленное на повышение способности профсоюзных организаций всех уровней адекватно и быстро реагировать на социально-экономические, содержательные и структурные изменения в сфере образования.
6.3. Достижение необходимых результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социально-экономических прав студентов на основе консолидации усилий всего профессионального сообщества.
6.4. Конструктивное взаимодействие профсоюза и его организаций с органами власти всех уровней, работодателями и их объединениями при реализации планов Правительства РФ по:
– переходу на уровневую систему высшего профессионального образования;
– реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов;
– модернизации подготовки и повышения квалификации учителей и других педагогических работников;
– привлечению перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в школах с учетом софинансирования за счет средств федерального и региональных бюджетов, включая предоставление им грантовой поддержки.
6.5. Участие в реализации и совершенствовании нормативно-правовой базы, в разработке и правовой экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере и сфере образования, в целях сохранения и установления социальных и иных гарантий прав работников и обучающихся.
6.6. Дальнейшее развитие и совершенствование структуры, качества и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образовательных учреждений.
6.7. Продолжение координации и повышение эффективности работы по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства в области образования в системном взаимодействии с государственными органами надзора и контроля.
7. Поручить Центральному совету профсоюза в срок до 1 мая 2010 года обобщить замечания и предложения, высказанные делегатами съезда профсоюза, и разработать конкретные мероприятия по их практическому осуществлению.
Председатель Общероссийского профсоюза образования Г.И. Меркулова
Комментарии