search
main
0

Новое время – новые вызовы. Как сделать модными рабочие профессии?

Сегодня потребность в квалифицированных кадрах становится все более острой. Однако престиж рабочих специальностей по-прежнему невысок, особенно если речь идет о сельском хозяйстве. Можно ли изменить ситуацию? Вполне, если гибко реагировать на современные требования рынка труда и эффективно строить профориентационную работу. Примером тому может стать Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум, отметивший два года назад 80-летний юбилей.

От истории – к современностиПятого января 1930 года было принято постановление об учреждении Техникума социалистического земледелия при Серноводском зерносовхозе Бугусланского округа на территории бывшего винокуренного завода. Первым открылось отделение «Механизация социалистического производства». Безусловно, материально-техническая база в то время была крайне бедной. К примеру, для практических занятий имелись всего два трактора и небольшой прицепной инвентарь, но, несмотря ни на что, техникум развивался, реагируя на изменения потребности общества в кадрах.В 1932 году было открыто агрономическое отделение, в 1939 году – агролесомелиоративное для подготовки специалистов по закладке и выращиванию полезащитных и приовражных лесонасаждений. После войны для отработки практических навыков организовано учебное хозяйство, в 50-е годы заложен павильон для сельскохозяйственных машин, построены мастерская с различными цехами, насосная станция водоснабжения с водонапорной башней, а также здания двух общежитий. С 1948 по 1954 год обучали кроме гидромелиораторов и землеустроителей мастеров буровых работ, трактористов, в 1958 году появилась специальность «зоотехния», в 1967 году – «электрификация животноводческих ферм».Техникум во все времена охотно откликался на требования агропрома.В 90-е годы нам, как и всем учебным заведениям, пришлось непросто, нужно было приспосабливаться к меняющемуся рынку труда. Так, в 1998 году в связи с земельной реформой появилась потребность в землеустроителях, на которую техникум своевременно отреагировал, начав подготовку техников-землеустроителей. В 2006 году принято решение об открытии специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство». Выпускники этих групп оказались нужными в то время, востребованы и сейчас. Так, специалисты по садово-парковому и ландшафтному строительству находят себе применение в ботанических садах, комитете по охране окружающей среды, в управлении по благоустройству, в садово-парковых хозяйствах, механизаторов ждут в автотранспортных предприятиях, ремонтных мастерских, сельскохозяйственных предприятиях. Те, кто получил профессию землеустроителя, находят применение своим знаниям и умениям в комитетах по управлению имуществом, бюро технической инвентаризации, земельно-кадастровых и регистрационных палатах, отделах земельных отношений.Конечно, большинство современных подростков и их родителей нацелены на получение высшего образования, и это похвально. Около 20 процентов наших выпускников по системе непрерывного образования продолжают обучение в Самарской сельскохозяйственной академии и других вузах. Кто-то остается работать в Кинель-Черкассах, кто-то уезжает на Дальний Восток, в Сибирь, на юг – наши выпускники, обладая не только знаниями, но и практическими умениями, при трудоустройстве не испытывают серьезных проблем ни в одном регионе нашей страны. Примечательно, что некоторые выпускники, получив высшее образование, возвращаются в родное учебное заведение уже в качестве преподавателей.День сегодняшнийСегодня в техникуме обучаются более 800 студентов, причем 480 из них – на дневном отделении, 340 – на заочном. На базе 9 классов мы осуществляем подготовку специалистов по шести специальностям СПО: «землеустройство», «садово-парковое и ландшафтное строительство», «страховое дело», «документационное обеспечение управления и архивоведение», «электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «механизация сельского хозяйства».Здесь можно получить и начальное профобразование по специальностям «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве», а также «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». На заочном отделении на базе 11 классов осуществляется подготовка по специальностям «механизация сельского хозяйства» и «зоотехния».Численность студентов, к сожалению, сокращается (и из-за демографической ситуации, и из-за ориентации молодежи на высшее образование), тем не менее у нас учатся ребята с неплохим уровнем знаний. Как и в любом образовательном учреждении, есть, конечно, и отстающие, но, оказавшись в творческой среде, обучающиеся перестраиваются, ориентируются на получение качественного образования. Ребята отлично понимают, что, получив техническую специальность, они смогут найти достойную работу, определиться с выбором жизненного пути.Общее руководство техникумом осуществляет управляющий совет, в состав которого входят представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественности, представители всех категорий работников, обучающихся, работодателей, являющихся нашими многолетними социальными партнерами, при непосредственном участии которых нам удалось внедрить в практику элементы дуальной системы подготовки специалистов. Производственную практику студенты проходят на базе высокорентабельных хозяйств или предприятий, с которыми заключены договоры, нацеливающие на серьезную работу, сотрудничество как студентов, так и работодателей. Практическая составляющая и сегодня остается центральной, позволяя готовить конкурентоспособных специалистов для агропрома, ориентированных на выполнение конкретных практических действий. Помогает в решении многих вопросов, в том числе в организации тесного взаимодействия и развития взаимоотношений с работодателями, созданный в техникуме центр информационного обеспечения.ПерспективыПонимая изменение потребностей регионального рынка труда, мы осознаем необходимость корректировки стратегии учебного заведения в целом.Перспективы своего развития мы связываем в первую очередь с ориентацией на качество подготовки специалистов, востребованных в регионе, с повышением комфортности образовательной среды техникума.В нашем образовательном учреждении есть все для этого: материально-техническая база, которая ежегодно совершенствуется в соответствии с потребностями, творческий педагогический коллектив, готовый постоянно работать над повышением квалификации, над модернизацией образовательного процесса, в том числе внедрением личностно ориентированных технологий, связанных с переходом на федеральные государственные стандарты СПО третьего поколения. Наряду с инновациями мы не отказываемся от традиций по привлечению работодателей к подготовке специалистов. Более того, планируем укреплять социальное партнерство, использовать возможности региональных ресурсных центров для более качественного обучения. Обновление содержания и форм взаимодействия с социальными и образовательными партнерами позволит также расширить деятельность техникума по содействию трудоустройству выпускников.В соответствии с развитием рынка труда мы будем принимать решения об открытии новых специальностей, таких, которые нужны предприятиям и организациям Самарской области. Очень многое в этом вопросе будет зависеть от маркетинговых исследований, направленных на анализ потребностей в кадрах, от профориентационной работы.Досье «УГ»За 80 лет образовательной деятельности техникум подготовил более 20 тысяч специалистов.Валерий СВЕТАЛКИН, директор Кинель-Черкасского сельхозтехникумас. Кинель-Черкассы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте