search
main
0

Новое время – новые требования к качеству образования

27 августа 2009 года в здании мэрии на Новом Арбате состоялся городской педагогический совет, в котором приняли участие мэр Москвы Юрий Лужков, первые заместители мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова и Юрий Росляк, члены Правительства Москвы, член Совета Федерации РФ от Москвы Зинаида Драгункина, председатель Мосгордумы Владимир Платонов, депутаты Московской городской Думы, префекты всех округов и другие почетные гости. С докладом об итогах прошедшего учебного года и задачах на новый учебный год выступила руководитель Департамента образования Ольга ЛАРИОНОВА.

В преддверии учебного года педагогическая общественность Москвы широко и активно обсуждала основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Образование – та сфера жизнедеятельности человека, которая затрагивает интересы практически каждого жителя города, вопрос, какой должна быть сегодня школа, стал одним из ключевых в развитии столичного образования. Наверняка кто-то подумает: «В стране кризис, и нужно ли сейчас это обсуждать?». Напомню, что первую программу «Столичное образование» Москва приняла около 15 лет назад в непростое для страны время, когда рушились привычные устои, а новые еще только зарождались и казалось, что экономика никогда не оправится от коллапса.

Да, экономическая ситуация непроста, но Правительство Москвы и Московская городская Дума принимают разноплановые действенные меры для выхода из кризиса и социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Утверждены законодательные и нормативные документы, направленные на поддержку детей и молодежи, многодетных семей, инвалидов, пенсионеров и других социально незащищенных категорий москвичей. Одобрены и реализуются «Московская концепция детства», программы, обеспечивающие поддержку одаренных детей, программы, направленные на развитие физкультуры и массового спорта.

Правительство Москвы только за последний учебный год дважды повышало заработную плату учителей. Сохранены и гранты Москвы для творчески работающих педагогов. В этом году, так же как и в прошедшем, 394 лучших педагога будут отмечены этими высокими наградами. Выделяются средства на издание учебников для московских школьников, обеспечение комплексной безопасности учреждений образования организовано полностью за бюджетные средства. Наряду с сохранением социальных выплат малообеспеченным и многодетным семьям в прошлом учебном году все учащиеся, чьи семьи испытывали определенные финансовые трудности из-за потери работы, обеспечивались бесплатным горячим питанием в школах. В новом учебном году для самых маленьких жителей откроют двери 20 новых детских садов почти на 3 тысячи мест, на карте Москвы появятся еще 6 школ, а 4 действующих учреждения значительно улучшат условия обучения за счет ввода пристроек.

В последние годы более 350 школ города и свыше 1,5 тысячи столичных учителей стали победителями национального проекта «Образование», что также расширило и обогатило инновационное образовательное пространство Москвы. Сложилась региональная модель по выявлению и поддержке одаренных детей: проводятся научно-практические конференции по разным областям знаний, интеллектуальные марафоны, конкурсы, уверенно развивается олимпиадное движение. Ежегодно число участников предметных олимпиад возрастает в среднем на 10-15%. Растет и число победителей Всероссийской олимпиады: если в прошлом году победителями стали 177 юных москвичей, то в этом году их было уже 221, что составило 1/6 часть всех российских победителей и призеров. В Москве сформирована городская система высшего профессионального педагогического образования. На протяжении нескольких лет 5 городских педагогических вузов и 2 научно-исследовательских института не только успешно готовят кадры для столичных школ и детских садов, но и ведут большую научно-исследовательскую и практическую работу в области педагогики.

С каждым годом все больше школ Москвы становятся центрами культурно-досуговой жизни микрорайона. Для многих москвичей стало привычным приходить на школьный стадион или в спортивный зал для занятий физической культурой и спортом, ведь в этом году для населения микрорайона в будние дни в вечернее время были открыты 87% спортивных залов школ, в выходные дни для активного отдыха и занятий спортом помещения предоставляли 36% школ. В следующем году эти цифры мы увеличим до 100 и 60% соответственно, а к 2012 году все учреждения города будут использованы для работы с жителями. Однако решить эту задачу только силами учителей физкультуры нельзя, надеюсь, что здесь содействие нам окажут Москомспорт и органы местного самоуправления. Во взаимодействии с органами местного самоуправления мы постоянно расширяем спектр возможностей для организации семейной культурно-досуговой деятельности, открывая для населения школьные библиотеки, компьютерные классы, проводя для родителей психолого-педагогическое консультирование, различные тренинги и ролевые игры.

В столь непростое для страны и Москвы время развитие сети бесплатных кружков и секций особенно актуально. Если в прошедшем учебном году работало более 35 тысяч кружков и секций, то в этом мы не только сохраним их количество, но и увеличим его на 10%. Учитывая достаточно высокий исполнительский уровень воспитанников наших творческих коллективов, для участия в праздновании Дня города приглашены более 31 тысячи юных артистов. Вместе с тем считаю, что потенциал детских коллективов может быть использован шире.

Система образования не может и не должна быть закостенелой. Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования. Как одна из мер по его повышению Президентом России была выдвинута национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Современная школа – это массовая школа, а не эксклюзивная. В ее основе должен быть заложен деятельностно-компетентностный подход, в котором ключевая фигура – учитель, а главное действующее лицо – ученик. При этом основным критерием качественного образования становятся его социальные результаты, то есть у выпускника должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Сегодня необходимо расширить систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых ребят и усовершенствовать систему моральных и материальных стимулов педагога, обеспечив учителю постоянный профессиональный рост.

Значительно должен измениться и облик самой школы. Речь идет о том, что современная школа – это не только отвечающий всем требованиям времени центр обязательного образования, здесь прежде всего должны быть созданы условия для самоподготовки, занятий творчеством и спортом. При этом нельзя забывать и о такой важной составляющей образовательного процесса, как укрепление здоровья ребенка. Минимизация рисков для здоровья в процессе обучения должна быть выстроена на основе индивидуального подхода.

Образование Москвы в последние годы, активно развиваясь благодаря выделению городскими властями значительных средств, фактически уже приступило к реализации направлений, изложенных в национальной инициативе «Наша новая школа». В этой связи прежде всего упомяну проекты «Школа будущего», «Школа здоровья», «Школа информатизации», «Детский сад будущего», программы поддержки одаренных школьников, программу для дошколят «Маленькие гении».

В новом учебном году перед московским, как и перед российским, образованием стоят сложные задачи, требующие творческих нестандартных подходов со стороны всех субъектов образовательного процесса. И не случайно Президент России Дмитрий Медведев объявил 2010 год Годом учителя, ведь лидирующая роль в их решении принадлежит учителю.

Считая главной задачей системы образования развитие ребенка, в первую очередь следует понять и определить, как сегодня должна развиваться каждая конкретная московская школа. При этом нельзя не учитывать, что, с одной стороны, ко всем школам предъявляются общие требования и ставятся общие задачи, с другой – каждая из них имеет свой неповторимый, индивидуальный характер, который определяется сложившимися традициями и укладом школы, педагогическим коллективом, администрацией учреждения, ролью родительской и ученической общественности.

Однако, как показали социологические исследования, около 20% родителей «не устраивает школа», в которой обучается их ребенок. В чем же кроется причина такой оценки? Нежелание или неумение ряда педагогов, а порой и целых педагогических коллективов, проанализировать причины неуспешности ребенка в школе приводит к тому, что в таких школах остаются нерешенными проблемы: психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе; взаимодействия общего и дополнительного образования; неумение грамотно выстроить учебно-воспитательный процесс и, как следствие, появление перегрузки детей, ведущей к ухудшению физического и психологического здоровья; недостаточная информированность родителей об учебно-воспитательном процессе в школе. Решать эти и многие другие проблемы школа может только при наличии научно и практико-обоснованной программы развития. Однако сегодня лишь треть школ города эффективно работает на основе таких программ.

Новые задачи, стоящие перед московским образованием, принципиально меняют требования к педагогическим и руководящим кадрам. Возникает естественный вопрос: какими же они должны быть? Современный педагог – это педагог, который, используя принципиально иные средства организации учебно-воспитательного процесса и постоянно повышая свой профессионализм, способен обеспечить гибкое индивидуально ориентированное обучение и воспитание, сформировать у учащегося совершенно новые компетенции. Приступая к реализации инициативы «Наша новая школа», мы также должны осознать, что принципиальные изменения произойдут и в системе внутришкольного управления качеством оценки деятельности учителя. В новых условиях работа педагога будет оцениваться как с точки зрения достижений учащегося, так и с точки зрения профессионального роста самого учителя, что потребует от педагогических коллективов отработки технологии создания портфолио ученика и учителя и технологии работы с ними. Эту задачу мы уже ставили в прошлом году, но реально ее пока решили только 13% педагогических коллективов.

Новые требования, предъявляемые к современному педагогу, учтены в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. А вновь созданному Управлению по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования совместно с Городской методической службой и научно-исследовательскими институтами Департамента образования предстоит в этом учебном году завершить работу по формированию региональной системы оценки качества образования и реестра качества.

Современный директор любого образовательного учреждения должен быть лидером в образовании, ведь уклад и работа учреждения во многом зависят от умения руководителя настроить педагогический коллектив на постоянное разностороннее развитие, творческий поиск и самосовершенствование, обновление педагогических технологий и инновационную деятельность. Сегодня, к сожалению, пока еще далеко не все педагогические коллективы московских учреждений отвечают этим требованиям. Чтобы изменить ситуацию, окружные управления должны не только продумать и выстроить целостную систему подготовки руководящих кадров на основе формирования кадрового резерва, но и обеспечить постоянное методическое сопровождение директоров, включая организацию работы школ передового опыта лучших директоров округа.

Наступающий учебный год станет годом подготовки к работе начальной школы на основе образовательных стандартов нового поколения, в экспертизе которых активно участвовали педагоги и ученые Москвы. Их внедрение в массовую практику кардинальным образом изменит 3 основных составляющих работы начальной школы – это требования к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. На базе 120 школ города Москвы мы начнем их пилотную апробацию уже с 1 сентября. План перехода остальных учреждений должен быть составлен в каждом округе. Особое внимание при этом надо уделить организации работы по освоению учителями начальной школы педагогических технологий, основанных на деятельностном подходе в образовании, включая технологии метапредметного обучения. Активную роль в этой работе должны сыграть Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования, Московский институт открытого образования и наши вузы. Новые стандарты предполагают переход на новую систему оценки качества результатов деятельности начальной школы, поэтому вышеназванным институтам и Московскому центру качества образования необходимо отработать новый диагностический пакет измерительных средств.

Переход на новые стандарты заставляет нас по-новому посмотреть и на подготовку детей к школе. С одной стороны, за последние годы в дошкольном образовании произошли существенные перемены: реализуется много интересных проектов «Московская семья – компетентные родители», «Московское образование: от младенчества до школы», «Детский сад будущего», с учетом запросов семьи отрабатываются принципиально новые технологии и подходы к вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста. С другой стороны, возникает вопрос: почему порой родители даже детей, посещающих детский сад, отдают их в подготовительные группы, работающие на базе школ? Однозначного ответа на него у нас пока нет. Мы знаем примеры, когда такая практика приводит порой и к конфликтным ситуациям при приеме детей в 1-й класс. Департамент образования считает, что основной формой подготовки ребенка к школе должны стать группы, работающие в дошкольных учреждениях, подготовительные группы и группы кратковременного пребывания. В этом году окружные управления должны проанализировать сложившуюся ситуацию и с учетом ресурсов дошкольного образования выстроить систему подготовки ребенка к школе.

В этом году Москва, как и все регионы России, провела итоговую аттестацию выпускников в форме единого государственного экзамена. С учетом того что в полном формате ЕГЭ проводился у нас впервые, ребята показали неплохие результаты. Практически по всем предметам средний балл московских выпускников выше среднего балла по России. Так, по русскому языку превышение составило 5 баллов, по математике – 3, по информатике – 5,5, по иностранным языкам этот показатель был еще выше. Количество ребят, получивших на обязательных экзаменах 100 баллов, также оказалось существенно выше, чем в среднем по стране, – только по математике четверть российских «стобалльников» – это выпускники столичных школ.

Аттестат о полном среднем образовании не получил 271 выпускник 2009 года. 9 из них не были допущены к итоговой аттестации, 262 – не сдали ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский язык). Из их числа 105 ребят – выпускники средних школ. На первый взгляд цифры невелики, но за каждой из них – судьба конкретного ребенка, и мы не имеем права снять с себя ответственность за этих детей. Окружными управлениями и школами, для того чтобы обеспечить ребятам условия для успешной сдачи экзаменов в 2010 году, была проведена индивидуальная работа с каждым ребенком и его семьей, определены учебные заведения, в которых эти дети продолжат обучение (колледжи, ВСШ, вечерние отделения центров образования), лишь 6 человек не определились с формой обучения.

Как показал опыт работы этого года, и окружным управлениям, и школам необходимо еще в среднем звене выявлять ребят, для которых преодоление минимального порога требований ЕГЭ будет проблематичным. И наряду с оказанием системной психолого-педагогической помощи вести с этой категорией детей и родителей продуманную профориентационную работу, ориентированную на поступление в колледжи и получение профессии после 9-го класса.

Нам еще предстоит провести более глубокий анализ результатов ЕГЭ, но уже сейчас очевидно, что, несмотря на удовлетворительные итоги проведения экзаменов, не все аттестаты, полученные выпускниками 2009 года, могут считаться сертификатом о получении качественного образования. К сожалению, контрольно-измерительные материалы пока еще несовершенны и поэтому не дают объективного представления о качестве современного образования. Диагностические и мониторинговые исследования, как и результаты экзаменов в 9-х классах, показали, что более 20% учащихся 9-х классов девяносто одной московской школы не справились с заданием по математике. Нас тревожит, что каждая третья из этих школ уже на протяжении трех лет показывает крайне низкие результаты по предметам физико-математического цикла. Окружным управлениям образования и методическим центрам необходимо проанализировать по каждой конкретной школе весь комплекс причин, выработать рекомендации для администрации и педколлектива, а при необходимости организовать первоочередную адресную переподготовку и повышение квалификации педагогов, в том числе и на окружном уровне.

Со своей стороны Департамент образования продолжит взаимодействие с Рособрнадзором по совершенствованию контрольно-измерительных материалов. Надеемся, что замечания и предложения московских учителей и общественности будут учтены при разработке КИМов следующего года.

В ходе диагностических срезов в 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классах низкий уровень знаний по предметам естественно-научного цикла был выявлен у учащихся каждой восьмой школы. При этом обеспокоенность вызывает не только качество преподавания предметов естественно-научного цикла, но и постоянно снижающаяся у ребят мотивация к их изучению, о чем красноречиво свидетельствуют такие цифры. В 2009 году в вузах столицы на специальности, требующие сдачи экзамена по физике, был запланирован прием около 30 тысяч абитуриентов, однако только 10,5 тысячи выпускников московских школ сдавали физику в форме ЕГЭ. В этом году наш городской педагогический университет не выполнил план приема по таким специальностям, как география, химия, биология, технология.

Анализируя состояние дел с преподаванием этих предметов, следует отметить перегрузку учащихся излишним теоретическим материалом, слабое использование педагогами в урочной деятельности методик и технологий, побуждающих учащихся к активной проектной и исследовательской деятельности. При этом мы видим, что за рамками урока многие школьники проявляют реальный интерес к научно-техническому творчеству, научным знаниям, проектной и исследовательской деятельности, что подтверждает ежегодно увеличивающееся количество конкурсов, выставок научно-технического творчества во всех учебных округах города. Задача школы – не только поддержать и развить этот интерес, но и активно стимулировать эту деятельность, развивая работу школьных научных обществ, увеличивая число кружков технического творчества. Сегодня лишь 3% детей, занимающихся в системе дополнительного образования, имеют возможность заниматься техническим творчеством.

На выставках проектной деятельности учащихся все чаще можно увидеть различные проекты, например, 10 московских школ уже в течение трех лет участвуют в работе экспериментальной площадки «Космические технологии, экология и безопасная энергетика в школе будущего». В этих школах установлены программно-технические комплексы приема и отработки космических изображений Земли и учебно-методические стенды по возобновляемой солнечной энергетике, что позволяет учащимся осуществлять прием и обработку космических изображений, в частности осуществлять преобразование энергии с помощью солнечных батарей в электричество, конструируя на базе солнечных элементов электромобили, роботов.

Тема воспитания экономного отношения к расходованию воды и электроэнергии – особая тема. В прошлом учебном году по инициативе школьников в развитие городской акции «Час Земли» была проведена акция «Час Москвы». Это был лишь первый опыт, и нам не все удалось продумать и предусмотреть. Правительством Москвы принято решение о проведении в последнюю субботу марта ежегодной акции «Час Земли в Москве». Методическим службам города и округов необходимо разработать рекомендации для учителей-предметников по вопросам ресурсосбережения и предложить темы проектно-исследовательских работ для детей разного возраста. Окружным управлениям образования и Департаменту образования на выставках научно-технического творчества необходимо предусмотреть разделы работ школьников по этим направлениям, а также провести тематические конференции и семинары.

Некоторые изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, вызывают тревогу у педагогической и широкой общественности за сохранение культурных и интеллектуальных ценностей для подрастающего поколения. Это прежде всего касается такого учебного предмета, как литература. Она, как основа культуры, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Однако эта позиция пока еще не находит должного отражения в сегодняшних образовательных программах, да и сам предмет не входит в перечень обязательных для сдачи в форме ЕГЭ. А ведь литература – наука о воспитании чувств. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.

2010 год – год ярких юбилейных литературных событий. Весь культурный мир будет отмечать даты, связанные с именами А.И.Куприна, И.А.Бунина, А.Т.Твардовского, П.А.Вяземского, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.А.Блока. В январе 2010 года, в канун 150-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова, Департамент образования даст старт культурно-образовательному проекту «Литературный венок России». Проект будет реализован через дополнительное и основное образование, что предусматривает проведение встреч школьников с известными и молодыми писателями и поэтами с трансляцией этих встреч по Интернету и сохранением их записей как цифровых образовательных ресурсов московского образования. Будут организованы творческие конкурсы, школьные телемосты, литературные телепередачи, интернет-сообщества школьных литературных объединений, изданы сборники авторских произведений школьников. Ключевым стержнем данного проекта станет проведение городского конкурса литературных творческих работ для всех возрастных групп, положение о котором разработает городская методическая служба.

Сегодня из процесса обучения фактически вытеснена практика написания сочинений, которая призвана развивать не только речевые навыки, но и интеллектуальный и творческий потенциал школьников. Допускать этого нельзя! Департамент образования считает, что все московские школы в 10-м классе в рамках промежуточной аттестации должны провести 6-часовое сочинение по литературе.

Планомерная работа по переводу учреждений на профильное обучение, которую мы ведем на протяжении нескольких лет, позволит в этом году 88% школ города осуществить переход на разноуровневые программы. К новому учебному году было подготовлено положение «Об организации деятельности государственного образовательного учреждения, выполняющего функции базового по профильному обучению». Методическим службам необходимо организовать работу базовых школ по каждому профилю, а окружные управления образования с учетом образовательных запросов и профессиональных интересов учащихся и их родителей, кадрового потенциала и учебно-материальной базы учреждений должны провести рационализацию сети старшего звена. Свою же задачу Департамент образования видит в завершении работы по разработке нормативно-финансовой базы для функционирования модели сетевого взаимодействия.

Предпрофильное и профильное обучение – одно из значимых звеньев профессионального самоопределения, вместе с тем даже учащимся профильных классов порой бывает непросто осознанно выбрать профессию и найти свое место в жизни, поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед нами на ближайшие годы, – сформировать систему профессионального самоопределения и социальной адаптации. В новых условиях профориентационная работа должна строиться с учетом возрастных особенностей ребенка и носить непрерывный характер на протяжении всего периода его воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. На коллегии Департамента образования был подробно рассмотрен вопрос совершенствования профориентационной работы и определена система мер по ее развитию. Начиная с сентября в учебные программы городской методической службы и высших учебных заведений мы вводим разделы профориентационной работы для психологов, педагогов и классных руководителей. А вопросы профессионального самоопределения должны стать составной частью образовательных программ школ и колледжей.

Москва располагает большим производственным, научным и культурным потенциалом, и это мощный ресурс в организации эффективной работы по профориентации. Задача Департамента образования – используя его, выстроить систему управления процессом профориентации на межведомственном уровне.

Перед системой профессионального образования столицы также стоит задача формирования нового облика профессионального колледжа как учебного заведения, способного дать молодому человеку не только добротную, востребованную городским хозяйством профессию, но и хорошие знания по общеобразовательным дисциплинам, навыки предпринимательской деятельности, развить его творческие способности. В минувшем году в ходе реализации городской целевой программы «Рабочие кадры» нам многое удалось изменить в отношении работодателей к проблемам подготовки рабочих кадров. Сегодня выстраивается система нашей совместной работы по профориентации молодежи, комплектованию колледжей и трудоустройству выпускников.

Тесно взаимодействуя с Комплексом жилищно-коммунального хозяйства Москвы, приступили к реализации пилотного проекта по созданию специального учебного заведения, способного на долгосрочную перспективу удовлетворить кадровые потребности отрасли в специалистах с новыми квалификационными характеристиками. В этом же направлении мы работаем с Департаментом потребительского рынка и услуг и Департаментом науки и промышленной политики. Уже сегодня мы смогли обеспечить большинству выпускников возможность трудоустроиться или продолжить образование, а в октябре текущего года мы завершим эту работу. В полном объеме выполнен и план набора в колледжи.

Так же как и школы, наши колледжи готовятся перейти на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В этой связи научно-исследовательский институт и городская методическая служба системы профессионально-технического образования должны провести соответствующую подготовительную работу, в том числе разработать методический инструментарий и обеспечить подготовку кадров.

Выстроить модель «Новой школы» невозможно без интеграции ИКТ в образовательный процесс. Основой этой работы станет «Концепция информатизации образовательного процесса», принятая коллегией Департамента образования, в ходе которой было отмечено, что в Москве практически сложилась информационная образовательная среда.

Следующим шагом должно стать формирование ИКТ-компетентности каждого столичного педагога. В соответствии с Концепцией в новом учебном году модуль по профессиональной ИКТ-компетенции станет обязательным для методистов, учителей-предметников и работников вузов. Профессиональная ИКТ-компетентность станет и одним из критериев при аттестации педагогических работников. В этой связи перед окружными управлениями образования и методическими центрами стоит задача совместно с руководителями учреждений разработать окружные и индивидуальные перспективные планы информатизации учреждений, подготовки кадров и трансляции в массовые школы опыта работы «Школ информатизации».

Не создав в школе комфортную и здоровую среду, мы не сможем сформировать облик современной школы. За этой краткой формулировкой «комфортная и здоровая среда» скрыт широкий спектр требований и обязательных условий, включающий прежде всего современное оснащение, качественное питание, профессиональное психолого-медико-социальное сопровождение ребенка, творческую, деятельностную атмосферу. Все эти факторы непосредственно влияют на здоровье детей, минимизировать же риски здоровья, возникающие в процессе обучения, возможно только на основе индивидуального подхода. Именно с этой целью год назад во всех школах города совместно с Департаментом здравоохранения мы ввели «Паспорт здоровья». В этом году в рамках пилотного проекта отработаем его многопрофильную электронную версию.

Уже не первый год более 100 учреждений Москвы работают в режиме «Школы здоровья». Ими не только накоплен, но и активно транслируется в массовые учреждения города опыт работы и технологии внедрения в учебно-воспитательный процесс разнопрофильных программ воспитания навыков и пропаганды здорового образа жизни среди детей и родителей и здоровьесберегающих технологий. С нового учебного года каждая школа должна предусмотреть в программе развития раздел, посвященный соблюдению требований охраны здоровья и использованию здоровьесберегающих технологий.

Понимая, сколь велика роль двигательной активности в состоянии здоровья ребенка, продолжаем искать новые формы физического воспитания. С сентября в режим работы всех без исключения столичных школ вводим обязательную ежедневную утреннюю гимнастику и динамические паузы. Организационно-методическое сопровождение этого процесса осуществят окружные детские оздоровительно-образовательные центры и городской Центр организационно-методического обеспечения физвоспитания.

В прошлом учебном году 42% школ города работали по схеме «2+2+1», обеспечивая для ребят еженедельно 2 часа занятий физкультурой, 2 часа секционных занятий, и 1 час отводился на участие в различных спортивных мероприятиях. Эта форма физического воспитания и развития интереса к массовым видам спорта хорошо себя зарекомендовала. Обобщив опыт работы учреждений, городской Центр организационно-методического обеспечения физвоспитания подготовил Положение о физическом воспитании образовательного учреждения, которое позволяет повсеместно внедрить эту схему уже с сентября этого года. А обеспечить такой режим двигательной активности помогут школьные спортивные лиги, созданные совместно с национальными спортивными лигами, и школьные физкультурно-спортивные клубы. Практика показала, что их деятельность заметно активизирует интерес к занятиям физической культурой и спортом не только у ребят, но и у родителей.

Совместно с Москомспортом мы запускаем в московских школах пилотный проект, направленный на повышение у ребят мотивации к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Учащиеся, сдавшие в течение года ряд нормативов по физической подготовке и проявившие определенные умения в освоении спортивных игр, будут награждаться значком комплекса «Московский спортсмен». Этот комплекс, прообразом которого стал комплекс ГТО, вводится уже с 1 октября.

В практике работы московских школ используется принцип «физкультура без освобождения», основанный на опыте работы «Школ здоровья». В них уроки физкультуры посещают все учащиеся – как ребята, имеющие отклонения в здоровье, так и ребята с временным или длительным освобождением от занятий. Безусловно, принцип работы «физкультура без освобождения» должен стать нормой для каждой школы, однако мы понимаем, что без специально подготовленных кадров внедрить его повсеместно не сможем. Поэтому подготовка специалистов – одна из задач нового учебного года. Решая ее, Департамент образования с сентября увеличил набор абитуриентов на отделения адаптивной физкультуры МГПУ и педагогических колледжей.

В 2009 году, который проходит под девизом «Год равных возможностей», мы продолжали целенаправленную работу по обеспечению равных прав и возможностей для детей, имеющих проблемы в здоровье. В мае Правительство Москвы одобрило проект закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Он закрепляет право родителей выбрать для своего ребенка-инвалида конкретное образовательное учреждение и форму получения образования. Имея разветвленную и успешно функционирующую сеть коррекционных учреждений, в основном удовлетворяющую запросы москвичей, продолжая совершенствовать формы надомного и дистанционного обучения, особое внимание уделим развитию инклюзивного образования.

Работа эта комплексная и включает в себя создание безбарьерной среды, подготовку кадров, формирование толерантного отношения учащихся и родителей к детям-инвалидам и их семьям. При этом первостепенной задачей окружных методических служб и городской психологической службы в новом году станут изучение складывающейся в Москве практики инклюзивного образования и оказание оперативной помощи педагогическим коллективам. Задача же окружных управлений – сработав в опережающем режиме, уже сейчас определить следующую группу учреждений, которые через год приступят к реализации инклюзивного образования, и начать подготовительную работу с педагогической, ученической и родительской общественностью. В перспективе такое учреждение должно быть создано в каждом микрорайоне округа.

Сегодня в московских учреждениях ведется разноплановая и многоаспектная воспитательная работа, охватывающая все направления гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне позволит всем нам еще раз обратиться к подвигу нашего народа. Первый урок нового учебного года в столичных школах под девизом «Это гордое слово – Победа!» – новый импульс к продолжению большой и многогранной гражданско-патриотической работы наших школьников, детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.

В этом году нам совместно с ветеранскими организациями предстоит немало сделать для того, чтобы память о народном подвиге, передаваясь из поколения в поколение, осталась в веках. К сожалению, с каждым годом все меньше остается живых свидетелей этих славных страниц российской истории. Наша общая задача – создать условия для того, чтобы с уходом ветеранов не были преданы забвению героические подвиги советского народа. Окружным управлениям образования и руководителям учреждений уже сегодня следует продумать и начать выстраивать работу с послевоенным поколением москвичей, теми людьми, кто по рассказам отцов и дедов, непосредственных участников уже далеких от нас событий, поможет нам сохранить и передать следующим поколениям правдивые воспоминания непосредственных участников. А возглавить и помочь воплотить в жизнь молодежные инициативы должны органы ученического самоуправления и детские общественные организации.

Как показывает практика, работа по патриотическому воспитанию – одна из форм, наиболее востребованных в молодежной среде. Однако услуги, которые предлагает сегодня дополнительное образование, не в полной мере, к сожалению, учитывают интересы и запросы подростков от 14 лет и старше, поэтому и охват таких ребят невелик. Значительная часть из них остаются вне зоны влияния, что приводит к пополнению группы трудных подростков.

Анализ работы по профилактике негативных проявлений в этой среде показал, что подчас традиционные методы работы не всегда эффективны. Сегодня зарождаются новые формы, такие как служба уполномоченного по правам участников образовательного процесса, школьные службы примирения, добровольческое движение, апробируются различные интерактивные формы работы, в том числе и использованием возможностей Интернета. Однако они пока еще не получили массового распространения. Задача педагогических коллективов – активно внедряя новые воспитательные технологии и формы работы, создать в учреждении такие условия, чтобы во второй половине дня каждый ребенок, и особенно трудный подросток, нашел для себя дело по душе.

В новом году при поддержке Московской городской Думы мы приступаем к реализации общегородского проекта «Не курю. Ру», направленного на профилактику вредных привычек. Для его реализации психологическая служба города начнет подготовку волонтеров и школьных психологов, а в каждой школе должны начать работать родительские лектории и службы психологической консультации. Задача окружных управлений – совместно с родительской общественностью организовать широкое обсужде

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте