search
main
0

Новое время – новые решения.

Знаете, какое чувство охватывает меня, когда я слышу звонок с урока? Не все успела сделать, не хватило времени. «А давайте без перемены!» – просят меня мои любимые пятиклашки. «Нет, ребята, без перемены нельзя. Мозг должен отдохнуть», – говорю я им и вижу сожаление на лицах учеников. Значит, было интересно. Значит, увлекла!

«Учение с увлечением!» – вот на что я ориентирую своих учеников. Увлечь! Зажечь! Заинтересовать! Подтолкнуть к поиску, творчеству, пробудить желание постигать, не останавливаться на достигнутом, копаться в литературе, в Интернете. Я всегда оставляю чуточку времени на уроке для того, чтобы ребята могли поделиться своими находками, дополнительной литературой, произведениями живописи… Поощряю подобные творения. У человека всегда должно быть желание учиться, желание поиска, неудовлетворенность. И это воспитывается с детства. Я люблю свою работу. Потому что эмоциональная радость, непосредственность, искренность учеников позволяет оставаться молодой. Ребята заряжают своей неуспокоенностью, проникновением в глубины сложных вопросов, самостоятельностью в научных поисках. Они владеют современными технологиями, используют аудио, видео, компьютеры, Интернет. У Чингиза Айтматова есть прекрасная фраза: «Новое поколение – это поколение с другой планеты». Поэтому учителю необходимо менять традиционный подход к проведению уроков. Раньше это были лекция, беседа, рассказ, объяснение. В них учитель играл более активную роль, чем ученик Сегодня требуется использовать интерактивные методы на уроках. Нетрадиционно – значит более интересно, живо, эффективно, разнообразно: в виде КВН, игр, спектаклей, конкурсов, аукционов, путешествий. Такие уроки воплощают идеи педагогики сотрудничества, пробуждают интерес к занятиям, привлекают своей необычайностью. А новые методические приемы – «Дерево решений». «Мозговой штурм», «Коллаж», «Пластическая импровизация», синквейн, кластер – помогают учащимся приобретать знания, помогать друг другу. В этом и состоит гуманизация преподавания: свободное общение в виде диалога, уважительное отношение к мнению другого человека, выражение гражданской активности, развития мышления и самостоятельности. Все новые педагогические технологии направлены на воспитание гармонично развитой личности, способной в скором времени стать достойным строителем государства с великим будущим. Поэтому инновации – не цель, а средства. И каждый учитель выбирает те, которые подходят именно для него. Урок литературы – это и трибуна, и сцена. Наша обязанность – организовать его так, чтобы он был особенным в череде других уроков не только по содержанию, но и по форме. Вот почему я рассматриваю каждое литературное произведение и с режиссерской точки зрения, ибо его специфика подсказывает тип урока ,форму работы педагогического коллектива и преподавателя. Что же необходимо уроку литературы, чтобы он стал ярким, неординарным, запоминающимся? Интеллект, артистизм, методическая точность учителя. Постоянная обратная связь ребят в виде реакции ребят, их участие – размышления, сочувствие, творческая самоотдача. Если урок литературы – трибуна, то надо научить детей решать социальные и нравственные проблемы на художественном материале, соотносить искусство и действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее. Если урок литературы – сцена, то никогда нельзя забывать о том, что преподавать искусство слова – не значит просто учить учебному предмету. Как это делаю я? Представлю несколько моих приемов. Например, меняемся ролями: я – ученица, ученик – учитель. Прежде чем дети напишут о своей любимой сказке, я сделаю это сама .И сыграю роль ученицы. Однажды я сказала, что когда дети учат одно и тоже стихотворение – это похоже на обязательную программу фигуристов. А когда разные – на произвольную. Мы организовали жюри с табличками «6.0», «5.8» и т.д. Советую записать выступления ребят на диктофон, чтобы они могли сравнить себя с другими и услышать себя (в обязательной программе). В произвольной программе можно инсценировать стихотворение, делать групповой монтаж, использовать костюмы, музыку, короче говоря – творить и дерзать. Или еще одна форма урока – «Литературное путешествие». Класс разбивается на отряды. Каждый из отрядов разрабатывает свой маршрут путешествия в жизнь писателя, готовит дневник путешествия с иллюстрациями, картами. Например, отправляемся к Пушкину – в Лицей, в Южную Ссылку, в Болдино, в Михайловское и т.д. Для урока литературы очень важно, как выглядит кабинет, как он будет оформлен, какое настроение в результате возникнет. Однажды в шестом классе я предложила ребятам переставить столы и стулья так, каким нравится. Они сделали круг и попросили меня сесть в середину. такие метаморфозы всегда нужны ребятам. Когда мы проводили открытый урок по русскому языку в 8 классе по синтаксису, то посвятили этот урок теме огня. «Я дарю вам огонь, люди», – так назывался урок. Мы разместились вокруг импровизированного костра. А еще важно создать настроение. И тут нет мелочей, важна даже одежда учителя. Помню, как урок по произведению Грина «Алые паруса» я вела в красном, а по «Мастеру и Маргарите» Булгакова – в черно-желтом. На уроке, где судили Онегина, я была в одежде судьи. В моей практике огромное количество наработок, которые я использую для того, чтобы заинтересовать, привлечь внимание, заставить таким образом полюбить мои предметы: такой сложный, как русский язык, такой глобальный и по объему, и по содержанию, как литература. И мои новинки с радостью и энтузиазмом принимаются учениками. А доказательством служит та самая ситуация, когда звенит звонок, а ученики просят продолжить урок без перемены…

Жанна Ибраимова, учитель  русского языка и литературы, образовательный центр \”Президентская школа\”, Москва.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте