Первый учитель – это человек, который подарил ребенку первые знания, привил любовь к учению, к школе, открыл радость познания. Я работаю в школе №1420 с 2008 года. Победитель конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Неоднократно получала гранты Правительства Москвы за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа», призер Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России». В составе команды педагогов школы вошла в число полуфиналистов конкурса «Учитель года Москвы»-2021.
После прохождения курсов «ИКТ-компетентность учителя» я переосмыслила те возможности, которые дают нам информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе. Использование средств ИКТ облегчает труд учителя, заинтересовывает детей, обеспечивает наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. На своих уроках я выступаю в роли помощника, консультанта, поощряю оригинальные идеи, стимулирую активность, инициативу, самостоятельность детей.
Меня очень заинтересовала программа Plickers, с помощью которой можно всего за несколько минут провести опрос учащихся, получить обратную связь между учителем и классом. Тесты по разным предметам сделать в этой программе совсем несложно. Использование программы Plickers на уроке может иметь разные цели. В начале урока я использую ее для актуализации знаний. В середине – для тренировки и отработки новой темы. Также Plickers помогает закрепить изученный материал. Детям очень нравится такая проверка знаний. Для них это и развлечение, и ответы на вопросы в игровой форме.
Основу программы составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребенку присваивается именная карточка. На сторонах карточек указаны варианты ответов (A, B, C, D). Учащиеся видят вопрос теста на экране, выбирают правильный вариант ответа на своей карточке и поднимают ее соответствующей стороной кверху. Учителю достаточно просто навести свой телефон на учеников, приложение автоматически распознает QR-коды всех детей сразу, ответы сканируются в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в журнал класса и доступны как в мобильном приложении, так и на сайте. Результаты теста выводятся на экран, приложение отображает статистику ответов и выстраивает диаграмму на основе ее анализа. Сразу можно сделать и работу над ошибками.
Удобным инструментом для учителя являются сервисы Google. Мои дети очень любят создавать совместные Google-презентации. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, работает над своим слайдом. Учащиеся видят процесс работы всех групп, отбирают и систематизируют информацию, вставляют картинки, редактируют файлы в режиме реального времени. В результате получается совместный мини-проект. Ребята сохраняют презентации на электронных носителях, могут их использовать в дальнейшем, дополняя информацию, внося изменения.
Еще одним средством обучения является программа «Перволого». Именно с этой программы я начала знакомство детей с макбуком и с первых же занятий увидела, что дети ею успешно овладевают, а главное – им нравится работать в этой программе. Когда ребята овладели первичными навыками работы, я начала создавать электронные карточки, которые помогают решать учебные задачи на разных уроках. На уроках математики, работая с макбуками в программе «Перволого», можно наглядно рисовать геометрический материал, чертить схемы задач, чертежи. Это позволяет делать урок интересным и запоминающимся.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Рисование на компьютере, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить с помощью функции «анимация» картинку двигаться, вызывает у детей восторг. Получается своего рода небольшой мультфильм.
На уроках литературного чтения мы любим записывать аудиофайлы. Это дает возможность детям прослушать свой ответ, скорректировать речевые недочеты и более тщательно подобрать слова для высказываний.
Неожиданным открытием в области ЭОР для меня стал сервис LearningApps.org, позволяющий удобно и легко создавать собственные электронные интерактивные упражнения. Сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что помогает организовать работу коллектива учащихся. При желании любой учитель может создать свой ресурс – упражнения для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.
Проведение классных часов, внеклассных мероприятий – конкурсов, викторин, родительских собраний – также не обходится без использования компьютера. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Таким образом, я могу с уверенностью констатировать, что использование новых ИКТ-технологий в учебном процессе не только повышает успешность обучения, но и формирует положительную мотивацию к учению.
Мои ученики – неоднократные победители и призеры всероссийских предметных олимпиад, конкурсов проектно-исследовательских работ, победители олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».
Впереди еще много интересного, и я полна идей, как с помощью информационных средств зажечь в глазах своих детей пытливый огонек жажды знаний.
Светлана КУЛАГИНА, учитель начальных классов школы №1420
Комментарии