Педагогические колледжи всегда отличались от вузов тем, что больше внимания уделяли формированию практических умений студентов. Сегодня необходимо перестраивать систему подготовки педагогических кадров для работы с детьми дошкольного возраста.
Дело не в том, что академические знания плохи, а в том, что рынок образовательных услуг настолько разнообразен, что не только родители, но подчас и квалифицированные педагоги теряются. Так как стандарты образования предполагают все же академические знания, и это, наверное, правильно, мы разрабатываем модули дополнительного образования, которые необходимы для педагогов, родителей, других категорий населения, для того чтобы ориентироваться в быстро изменяющейся ситуации на рынке потребительских образовательных услуг. Несмотря на то что колледж всегда пропагандировал практико-ориентированное образование, этого оказалось недостаточно в связи с глобальными изменениями в обществе. В свете качественных изменений в системе дошкольного и профессионального образования и решения важнейшей задачи перехода колледжа к работе в новом режиме и в новых условиях нам удалось решить одну из основных проблем, стоящих перед учебными заведениями, – создать команду, которая готова решать поставленные задачи. Целый год был целенаправленно потрачен на психологическую перестройку преподавателей, формирование нового мышления, на переобучение педагогов, способных работать в новом режиме и по новым технологиям. В результате на сегодняшний день мы имеем новый опыт преподавания в системе профессиональной подготовки и в системе дополнительного профессионального и дополнительного образования, созданы и создаются авторские программы и методики, разрабатываются практико-ориентированные уроки в учебных лабораториях. Ведь прежде чем студент будет выпущен на практику к детям, он должен отработать определенные компетенции в колледже, сначала на своей группе, а потом и с привлечением детей. Сейчас мы разрабатываем технологию внедрения такой системы в колледже. В связи с этим совершенно необходимо создание материально-технических условий, и в первую очередь кабинетов-лабораторий. Наши кабинеты-лаборатории созданы и спроектированы самими преподавателями, которые работают в этих лабораториях, они написали и реализовали целые программы развития этих кабинетов. Кабинеты работают в нескольких режимах: как учебные аудитории, как лаборатории для проведения практических занятий со студентами, как место проведения курсов повышения квалификации по соответствующей тематике, как место консультаций для родителей и детей, а в принципе возможности деятельности этих кабинетов-лабораторий неограничены. Мы выпускаем студентов, которые идут работать в детские сады и школы в основном Западного округа. Поэтому мы разрабатываем программы профессиональной подготовки с учетом запроса ЗАО и в соответствии с новыми тенденциями развития дошкольного образования. В будущем мы планируем разработать систему, в которой именно ДОУ будут оценивать выпускников колледжа на государственной итоговой аттестации. Разработка форм сетевого взаимодействия педагогического колледжа и дошкольных образовательных учреждений – важнейшая задача, стоящая сегодня перед нами. Нынче колледж работает по системе Longlivelearning – это обучение в течение всей жизни, начиная с малышей и заканчивая пожилыми людьми. В этой системе важным станет раскрытие потенциала человека независимо от его возраста. Начинать эту работу надо, конечно же, с малышей, их родителей, бабушек и дедушек, здесь намечается очень тесное сотрудничество колледжа и детских садов. Мы также предлагаем развивать взаимодействие через интерактивные формы, в первую очередь через сайты образовательных учреждений. Уже сегодня мы приглашаем педагогов-дошкольников к участию в международных конкурсах, которые проходят в колледже, через сайт колледжа, где есть электронная библиотека, ресурсный центр, открываются огромные возможности для сетевого взаимодействия между дошкольными образовательными учреждениями и колледжем, взаимодействия между опытными воспитателями, молодыми специалистами и студентами. В нашем колледже с успехом используют современные технологии в области дошкольного образования. Это стратегическая задача развития педагогического колледжа, который работает как Ресурсный центр по дошкольному образованию. Мы собираем, апробируем и разрабатываем новые технологии воспитания и развития дошкольников. Наши преподаватели стажировались в Израиле, Австрии, сейчас мы сотрудничаем (совместно с Институтом дошкольного образования) с Азербайджаном по апробации интерактивного игрового комплекса «Аладдин». Обязательным условием стало то, что преподаватели сами работают с детьми: дают консультации, проводят развивающие занятия с дошкольниками, по результатам которых выпускают пособия по работе с детьми.В рамках сетевого взаимодействия мы предлагаем педагогам-дошкольникам участвовать в вебинарах – это интернет-семинары и интернет-мастер-классы, которые ежемесячно проводят преподаватели колледжа для воспитателей детских садов. Занятия они проводят бесплатно, для этого надо зарегистрироваться для участия в вебинаре и получить приглашение от колледжа. На занятиях преподаватели показывают различные изюминки в своей работе, проводят мастер-классы для воспитателей детских садов, сейчас мы решили сделать такие занятия в Интернете, что сэкономит время и даст возможность участвовать в подобных занятиях всем сотрудникам детского сада. Наталья ВОРОБЬЕВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора педагогического колледжа №6
Комментарии