Урок для учителя – дело творческое. Особенно если это граждановедение. Тем более что сейчас нет недостатка в пособиях, методических разработках.
В N 20 “Граждановедения” от 24 марта своим опытом поделилась Ирина Корнеева, учительница из Калужской области, которая использовала в своей разработке методическое пособие Александра Драхлера и Натальи Тихоновой “Веселая гражданиада”. При публикации фамилия одного автора – А. Драхлера – не была указана, за что мы приносим ему свои извинения.
Данное пособие, созданное двумя московскими учителями, заслуживает внимания преподавателей граждановедческих дисциплин. Это пробное издание, предназначенное для обсуждения, выпущено Научно-внедренческим центром “Гражданин” в 1999 году. Оно получило хорошие отклики от учителей-практиков, а в нынешнем году издательство “Дрофа” напечатало сборник дидактических материалов “Граждановедение”. Авторы Яков Соколов и Александр Драхлер. В книгу вошла также игра для учащихся “Веселая гражданиада”. Разработки даны отдельно для каждого класса с 5-го по 9-й. Советуем учителям граждановедения его использовать. Оно выпущено массовым тиражом и доступно каждому.
Слово авторам
Граждановедение – один из наиболее полно обеспеченных методическими пособиями курсов. Комплект поурочных методических рекомендаций дополнен набором рабочих тетрадей. Кроме этого, в списке значатся сборники кроссвордов, деловых и ролевых игр, тренингов.
Пособие “Граждановедение. 5-6 кл.: Дидактические материалы” – М. Дрофа, 2001. – 256 с., продолжает линию на полноценное методическое обеспечение курса. Как и в других подобных пособиях, в нем отражены результаты практического преподавания курса на протяжении десяти лет. Здесь представлены материалы, позволяющие учителю грамотно провести занятия, связанные с подведением промежуточных итогов работы, оценить результаты обучения и наметить перспективы дальнейшего развития.
Во-первых, в книге содержатся варианты экзаменационных билетов для девятиклассников. Они учитывают требования “Обязательного минимума содержания обществоведческого образования”, полностью соответствуют содержанию учебников и программе курса. Из трех вариантов два – основной и повышенной сложности – снабжены обстоятельными комментариями.
Во-вторых, в пособии представлены материалы для проведения олимпиады по граждановедению для учащихся 9-го класса. Олимпиада является неотъемлемым элементом учебного процесса. Потенциал граждановедения как образовательно-воспитательного курса данная форма работы позволяет реализовать с особой эффективностью. Задания сопровождаются содержательными и методическими комментариями.
В-третьих, в пособие включены материалы к игре для учащихся 5-7-х классов “Веселая гражданиада”. Они являются не только исчерпывающей методической разработкой, но и позволяют учителю творчески использовать предложенные алгоритмы проведения игры и типологию заданий.
В-четвертых, в пособии представлены несколько сотен заданий, в комплексе составивших раздел “Граждановедение для любознательных”. Задания сгруппированы по темам и разделам курса и охватывают все его содержание с 5-го по 9-й класс.
В приложении дается авторская программа курса граждановедения. Авторы выражают надежду на продолжение сотрудничества с учителями, которые на протяжении десяти лет неизменно поддерживали создателей курса, оказывали помощь своими письмами и пожеланиями.
Яков СОКОЛОВ,
Александр ДРАХЛЕР
Ждем ваши замечания и пожелания по адресу:
119048, Москва, ул. Доватора, д. 5/9, НВЦ “Гражданин” или по электронной почте vmoisto@mail.ru
Комментарии