В условиях информатизации всех ступеней отечественного образования очень многие учителя средних школ ощущают себя не готовыми к этому ни профессионально, ни психологически. Не обладая достаточным уровнем компьютерной грамотности, они вынуждены в сжатые сроки осваивать фактически новую для них специальность как технически, на уровне грамотного пользователя ПК, так и дидактически, на уровне применения в учебных целях готовых образовательных электронных ресурсов и создания авторских электронных материалов по своему предмету.
Новое поколение молодых учителей, получивших профессиональное образование уже в эпоху победного шествия по стране компьютера, находятся в более благоприятных условиях, нежели их старшие коллеги. Ими пройдена первая ступень освоения ИКТ – техническая, на базе которой в ходе послевузовской курсовой подготовки они осваивают дидактические возможности ПК и мультимедийных систем в целом.
Для предотвращения подобных проблем в будущем некоторыми педагогическими вузами выбрана единственно правильная стратегия подготовки ИКТ-компетентных педагогических кадров для средних школ. Речь идет об обучении второму, предметному, этапу применения ИКТ непосредственно в процессе профессиональной вузовской подготовки.
Хочу поделиться своим опытом преподавания подобного курса на факультете иностранных языков Московского городского психолого-педагогического университета в 2005-2006 и 2006-2007 учебном году для студентов 4-5 курсов – будущих преподавателей английского языка, обучающихся по специальности 03.12.01 – «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». (См. рис. 1)
Общий объем курса – 72 академических часа. Курс делится на теоретический и практический модули (по 36 академических часов каждый) и состоит из лекционных, семинарских и практических занятий в компьютерном классе. Программа предусматривает сдачу промежуточных зачетов, экзамена и защиту курсовых проектов в виде авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Теоретический модуль предполагает формирование профессиональной компетенции учителя иностранных языков как активного пользователя ИКТ и ЭОР с целью их внедрения в процесс обучения. По окончании курса студент должен уметь:
• проводить экспертизу ЭОР по иностранному языку;
• проводить оценку целесообразности применения ИКТ в учебном процессе;
• владеть методикой обучения аспектам языка и видам речевой деятельности с применением ИКТ;
• владеть методикой разработки и проведения уроков с использованием ИКТ;
• создавать простейшие ЭОР, отвечающие целям и задачам конкретного урока или цикла уроков.
Контроль уровня ИКТ-компетенции, достигнутого студентами при изучении первого модуля, состоит из трех этапов:
1) аналитическое задание: анализ урока с применением ИКТ (форма – зачет);
2) практическое задание: планирование, разработка и презентация 15-минутного этапа урока с применением ИКТ (форма – зачет);
3) теоретическое задание из двух теоретических вопросов по изученному материалу (форма – экзамен).
Цель практического модуля курса – формирование умений по созданию ЭОР, в основу которых положена реализация расширенных и малоиспользуемых дидактических возможностей программной среды MS PowerPoint с элементами VBA (Visual Basic for Application). Имеются в виду различные элементы управления (управляющие кнопки, интерактивное текстовое поле, полоса прокрутки, всплывающие подсказки и так далее), а также совместимость создаваемых программных продуктов с аудио- и видеофайлами.
На первом этапе данного модуля предусмотрено обучение студентов навыкам осуществления подготовительных операций с MS-приложениями по монтажу аудио- и видеофайлов, обработке изображений, созданию нестандартных шаблонов оформления слайдов и тому подобное. Таким образом, в рамках практического модуля студенты осваивают навыки и умения создания авторских ЭОР по ИЯ учебного назначения с элементами анимации, интерактивного управления ресурсом, вызовом аудио- и видеоматериалов непосредственно из электронного «тела» программного продукта.
В качестве примера успешного освоения курса можно привести темы работ выпускников факультета иностранных языков МГППУ 2007 года, выполнивших дипломные работы, практическая часть которых заключалась в создании ЭОР для средней школы:
• «О некоторых аспектах преподавания истории США в российской школе: материалы и приемы» (ЭОР «Гражданская война в США 1861-1865 гг.»);
• «Вопросы мультимедийного сопровождения уроков английского языка в старшей школе в рамках курса «История российско-британских культурных связей» (ЭОР «История российско-британских культурных связей»);
• «Вопросы обучения устной речи на уроках английского языка с использованием мультимедийных средств» (ЭОР «Обучение устной речи на уроках английского языка»);
• «Об использовании систем компьютерного тестирования при обучении английскому языку в средней школе» (ЭОР «Сборник компьютерных тестов для подготовки к ЕГЭ в разделах «Чтение», «Аудирование» и «Практическое использование языка»).
В заключение отмечу, что первую апробацию курса вузовской подготовки будущих учителей иностранных языков в области ИКТ можно считать успешной и способствующей совершенствованию их информационной компетенции лишь в том случае, если применение ими новых технологий в дальнейшей профессиональной деятельности будет целесообразным, творческим и не будет носить эпизодического характера.
Ольга КОРЧАЖКИНА, учитель английского языка центра образования № 1678 «Восточное Дегунино»
Москва, koala53@mail.ru
Комментарии