В рамках Всероссийской научно-практической конференции “Российская школа и интернет” прошло рабочее совещание “Результаты и перспективы партнерства при реализации проекта “Поколение.ru”.
Совещание открыл профессор Александр АСМОЛОВ. В своем выступлении он отметил, что неудача предшествующих реформ в социальной политике, в том числе попыток реформировать систему образования, обусловлена тем, что они задумывались почти исключительно “изнутри” образовательного сообщества, без учета нарастающих в обществе ресурсных ограничений. Представители сферы образования декларировали положения о приоритетности образования, а представители финансово-экономического блока в правительстве рассматривали реформирование образования с учетом бюджетно-налогового кризиса, абстрагируясь от того, что образование есть воспроизводство человеческого капитала и его роль в развитии экономики страны огромна.
Ответственный секретарь ФИО Сергей МОНАХОВ сказал о том, что журналисты в последнее время перестали задавать ему вопрос: “Какие цели преследовала компания “ЮКОС”, создавая Федерацию Интернет Образования, и зачем она вкладывает огромные средства в переподготовку российских учителей?” По его словам, на этот вопрос ответила жизнь. “Единственная прибыль, которую мы получаем, – это наши выпускники, готовые менеджеры, развитая инфраструктура региональных центров ФИО”. Сергей Монахов подчеркнул, что Федерации удалось выстроить партнерские отношения с Минобразованием и региональными органами управления образованием. Что же касается программы компьютеризации сельской школы, то ФИО считает, что эффективнее было бы не поставлять по несколько машин во все школы, а создать опорные учебные заведения в сельских районах.
О том, что каналы связи – не менее важная проблема, чем подготовка учителей нового поколения, говорил директор интернет-программ Семен МУШЕР.
Продолжил эту тему и начальник Управления образования Томской области Леонид ГЛОК. По его мнению, проблему связи отдаленных районов нашей страны надо решать, не прокладывая новые телефонные линии, а используя такие ресурсы, как железная дорога, нефтепроводы и газопроводы. Все ведомства, которым они принадлежат, имеют свою связь. Надо проработать эти вопросы и принять решение на правительственном уровне. Он призвал не забывать также и о проблемах в самом интернете. Например, по его словам, американцы давно бьют тревогу: подрастающее поколение тупеет от бесконтрольного общения с компьютером, к тому же свободный доступ к ресурсам интернета, на его взгляд, не совсем безобиден.
Против возможного контроля за пользованием сетью выступил ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики Владимир ВАСИЛЬЕВ. Он уверен, что попытка создать закрытую образовательную сеть приведет к тупику и, только создавая открытую сеть, мы будем знать, куда движемся.
Председатель Комитета образования Новгородской области Владимир АВЕРКИН переместил разговор на региональный уровень, коснувшись такой непростой темы, как местный бюджет. Владимир Аверкин уверен, что у местной власти неизбежно возникнет дилемма: повышение зарплаты учителей либо компьютеризация школ. И хотя принято решение осуществлять обе эти программы, вряд ли местная власть это потянет. “Приезжает сельский учитель физики в центр ФИО и удивляется: я ведь только что картошку сажал, а здесь такое! Но через две недели ему возвращаться назад, и когда его спросят, что для него важнее: повышение зарплаты или компьютер в красном уголке, то он, наверное, все-таки выберет зарплату”.
Эффектно начал свое выступление начальник Управления образования администрации Брянской области Иван ГЕРАЩЕНКОВ, перечислив знаковые цифры: 13-й региональный центр был открыт 13 числа в 13 часов, но закончил вполне традиционной просьбой дополнительных инвестиций.
Министр образования Владимир ФИЛИППОВ подчеркнул: “То, что задумано ФИО, – это дело государственного масштаба”. Он призвал уяснить, что заботы об образовании должны стать общенародными, что одно государство не сможет осилить финансовое бремя реформ в этой важнейшей области. Так министерство просило на компьютеризацию 2 млрд. долларов, а ему выделили 1 млрд. рублей и “просили ни в чем себе не отказывать”. Поэтому очень многое зависит от частных компаний, от региональных руководителей. В пример был поставлен Юрий Лужков, выделивший 475 млн. рублей на покупку 70 тыс. компьютеров для Москвы. Владимир Филиппов предложил подписать с ФИО специальное соглашение о сотрудничестве.
Подводя итоги совещания, председатель правления НК “ЮКОС” Михаил ХОДОРКОВСКИЙ еще раз подтвердил, что они откроют 50 региональных центров, в которых ежегодно будут учиться 50 тыс. человек. Более сложная задача со связью. Государство эту проблему не вытянет. Глобальную систему связи, на которую требуется не менее 100 млрд. долларов, должен создать бизнес.
Ходорковский заметил, что “во всем мире человек одаренный востребован, только у нас он никому не нужен. И возникает парадоксальная ситуация, когда умников и философов встречаешь на самой низкой социальной ступени. В США такого нет, там четкая система продвижения умных людей вверх, пока они не достигнут своего потолка. Причем работник, если он талантлив, растет там очень быстро. Интернет должен способствовать тому, чтобы умный человек был действительно на своем месте, а не сидел всю жизнь в кочегарке. 15% детей рождаются с отклонениями, интернет-технологии могут дать им полноценную жизнь. В США такая возможность дается двум третям таких людей. Там конвейерное воспитание и образование. Те поточные технологии, которые применяются в ФИО, смогут подготовить нормальных работников, например, клерков банков, из людей, до этого признанных неполноценными”.
Собравшиеся согласились с заключительными словами Михаила Ходорковского: “Интернет дает России уникальную возможность не только отказаться от модели догоняющего развития, но и, сделав рывок вперед, стать одним из мировых лидеров. С одной стороны, в России все еще сохраняется большое число первоклассных специалистов и система образования пока лучше, чем во многих странах. С другой стороны, интернет нейтрализует важнейшую проблему России – редкозаселенность и большие расстояния. Будущее нашей страны зависит от опережающего финансирования образования и массового распространения технических знаний. Именно поэтому настоятельной необходимостью для нас является массовое обучение компьютерным и сетевым технологиям. Новое поколение граждан России должно чувствовать себя в новой информационной среде как у себя дома”.
Комментарии