search
main
0

Новое поколение – новые технологии

Летняя IT-практика вдохновила на инженерные проекты, которые школьники планируют реализовать в новом учебном году

Летняя IT-практика в школе №1537 «Информационные технологии» для десятиклассников, обуча­ющихся по проектам «Инженерный класс в московской школе» и «ИТ-класс в московской школе», была организована с активным участием лучших выпускников прошлых лет. В рамках летней практики ребята приняли участие в тематических занятиях IT-направленности с элементами лекционного материала, выполнения практических кейсов, конкурсных заданий и другой групповой практико-ориентированной деятельности по направлениям «Программирование», «Web-проектирование», «Компьютерное моделирование» и «Информационная безопасность».

В основу выбранной формы организации летней IT-практики для десятиклас­сников был положен реализу­емый школой №1537 в течение нескольких лет внутришкольный проект «Новое поколение – о новых технологиях», когда лучшие выпускники разных лет (а ныне студенты, магистранты, аспиранты и молодые специалисты, успешно работающие в IT-сфере) приходят в свою альма-матер и в формате семинаров и практико-ориентированных мастер-классов встречаются с группами старшеклассников, чтобы поделиться свежей информацией о трендах и новинках IT-индустрии, современных средствах и методах автоматизированной обработки информации.

Выпускники школы №1537 2010-2016 годов – теперь уже представители ведущих IT-компаний, профильных вузов и научных организаций – с радостью откликнулись на приглашение принять участие в проведении летних занятий, тематика которых получилась актуальной и увлекательной. В течение нескольких летних дней десятиклассники оказались погружены в атмосферу современной IT-проблематики.

Прежде всего ребята ознакомились с общей методологией разработки программного обеспечения на принципах инженерного подхода: основными этапами разработки программного обеспечения, различными методами реализации отдельных стадий жизненного цикла програм­много продукта, а также особенностями современных методологий организации процесса разработки IT-продуктов.

Следующий блок тематических занятий был посвящен технологиям обработки данных различного вида – задачам и методам автоматизированной обработки изображений, текстов, больших данных. На этих занятиях ребята узнали:

– особенности обеспечения цветопередачи на компьютере и других цифровых устройствах, причины возникновения потребности в таких методах обработки изображений, как тональная коррекция, шумоподавление, повышение резкости;

– основные задачи автоматизированной обработки текстов (информационный поиск, классификация и кластеризация, автореферирование, машинный перевод, диалоговые системы) с выделением возникающих при этом наиболее распространенных проблем;

– задачи и компетенции «инженеров данных», современные способы хранения, обработки и аспекты прикладного использования больших данных в сфере бизнеса, data driven-подход.

Продемонстрированные практические примеры позволили участникам практики самостоятельно создать программные модули для обработки файлов изображений и текстов.

Еще один блок тематических занятий был посвящен обзору методов искусственного интеллекта, где были рассмотрены:

– различные трактовки понятия «искусственный интеллект»;

– соотношение понятий «искусственный интеллект», «машинное обучение», «нейросети» и «глубокое обучение»;

– основные виды машинного обучения с особым вниманием к аспектам обучения моделей и оценки точности моделей;

– понятие и общие принципы построения нейросети.

Изложение непростого теоретического материала на всех тематических занятиях сопровождалось актуальными и доступными для понимания школьниками примерами, а также практико-ориентированными заданиями. А увлекательное интерактивное взаимодействие с аудиторией порой вызывало у практикантов такой живой интерес, что стимулировало их к непринужденной межпредметной дискуссии на стыке информатики, математики, физики, биологии и даже музыки.

Нашла отражение в летней IT-практике и еще одна не первый год применяемая в школе №1537 образовательная технология межпоколенного взаимодействия обучающихся и выпускников – привлечение выпускников в качестве экспертов-консультантов по проектно-исследовательской деятельности. На этот раз десятиклассники получили возможность обсудить идеи своих инженерных проектов с приглашенными выпускниками, которые при обучении здесь достигли высоких результатов во множестве всероссийских и международных научно-технических конкурсах. Приглашенные выпускники ознакомили практикантов с современными тенденциями в сфере инженерных IT-проектов, а также собственным опытом разработки проектов IT-направленности и представления их на научно-технических конкурсах и конференциях различных уровней. В свою очередь практиканты рассказали об имеющихся у них наработках, а также поделились своими идеями по дальнейшей работе над инженерными проектами. В результате этих встреч родились концепции нескольких новых инженерных IT-проектов, которыми вдохновились будущие одиннадцатиклассники для воплощения в жизнь в новом учебном году.

Помимо тематических занятий с выпускниками в рамках летней IT-практики для десятиклассников были проведены конкурсные мероприятия – командные соревнования по компьютерной безопасности, а также конкурс по основам web-проектирования. Объединившись в команды, ребята в течение нескольких часов увлеченно выполняли практические задания из сфер криптографии, стеганографии, программирования и форензики в формате CTF. А в рамках конкурса по основам web-проектирования они посоревновались в создании дизайна эргономичных web-форм.

Итак, прошедшая летняя IT-практика удалась, предложенные мероприятия вызвали у учащихся инженерного и ИТ-классов живой интерес, позволив им в непринужденной атмосфере и доступной форме ознакомиться с современными аспектами разработки программного обеспечения различного назначения. На теоретических занятиях большинство практикантов проявляли неподдельную заинтересованность в рассматриваемых непростых темах, задавая уточняющие вопросы, а иногда даже вступая в профессиональную дискуссию. Ребята увлеченно выполняли предложенные практические задания, конструктивно общаясь между собой и на практике отрабатывая и закрепляя полученные теоретические знания. Кроме того, будущие одиннадцатиклассники воспользовались возможностью из первых рук узнать особенности выполнения инженерных IT-проектов, а также организации образовательного процесса в различных профильных вузах.

Замечательно, что традиции тематических IT-встреч лучших выпускников школы №1537 с будущими IT-специалистами – ее нынешними учениками, межпоколенной преемственности в инженерном творчестве продолжаются!

Михаил МИНЧЕНКО, учитель информатики, куратор инновационно-технологического центра школы №1537 «Информационные технологии», кандидат экономических наук, лауреат Премии Москвы в области образования, педагог-новатор программы «Шаг в будущее»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте