search
main
0

Новое поколение и вызовы инновационной эпохи. Что такое понимающее обучение?

​В системе образования автономного округа сложилась новая традиция. В первый день нового учебного года, в День знаний, школьникам и студентам Ямала публичные лекции мировоззренческого характера читают политические и общественные лидеры региона, руководители исполнительных и представительных органов власти.Мы приводим отрывок из публичной лекции директора Департамента образования автономного округа Ирины СИДОРОВОЙ.

Дорогие друзья! В День знаний уместно размышлять о будущем. Последний год в школе каждый воспринимает по-своему. Попробуем бросить более пристальный, по-настоящему взрослый взгляд в будущее, не далекое, а всего через год. Эпоха высоких скоростей, Интернета, нанотехнологий, отмирания традиционных профессий и рождения новых, эпоха стирания границ между государствами и в связи с этим массового перемещения людей по всему миру – это время вашего выбора. Важного выбора соответствовать вызовам эпохи или безнадежно отстать. Если не ошибаюсь, в молодежной среде это называется «быть лузером». Назову пассивную жизненную позицию как время упущенных возможностей. Для того чтобы ответить на вызовы XXI века, нужно прежде всего понять, каким будет мир к 2020 году и какие требования он предъявит человеку. Глобальные вызовы третьего тысячелетия – энергетический, технологический, экологический, продовольственный, демографический, политический, цивилизационный. Чтобы достойно ответить на вызовы эпохи, России нужно сделать рывок, освободиться от сырьевой зависимости и перейти к модернизации существующих производств за счет применения энергоэффективных, энергосберегающих, экологически чистых технологий. Самые значительные инвестиции будут направлены в высокотехнологичные отрасли, такие как авиакосмическая и судостроительная. Государственная поддержка обеспечена предприятиям, внедряющим информационные, медицинские и другие новейшие технологии, в том числе нанотехнологии.Шансы войти в группу 10 высокоразвитых стран мира у России есть, об этом свидетельствуют выводы Всемирного банка, сделанные в июньском докладе «О состоянии экономики России в 2008 году». Ежегодный рост ВВП на 7,8%, развитие промышленности, строительной индустрии, рост доходов населения, увеличение резервного фонда за счет нефтедолларовых поступлений делают Россию привлекательной для притока иностранного капитала. Чтобы всего за 12 лет справиться с глобальной задачей преобразования России в одну из самых привлекательных стран для проживания, необходимо реализовать программу четырех «и», к которым относятся инфраструктура, инновации, институты и инвестиции. С таким заявлением выступил Д.А.Медведев на V Экономическом форуме в Красноярске. Главные рычаги перемен, по мнению президента, – инновационная экономика, инвестиции в современное производство, а особенно в человеческий капитал. Переход России в группу лидирующих стран напрямую связан с экономикой знаний. Роль образования становится ключевой в решении стратегических задач. Новый взгляд на образование как важнейший ресурс человека приводит нас к мысли о необходимости обновлять и приращивать знания на протяжении всей жизни. Большинство знаний и умений усваиваются в детском и подростковом возрасте. За 15 лет, а это пятая часть жизни, приобретается большая часть знаний, навыков, компетенций. В школе развивается умственный и эмоциональный интеллект, от чего напрямую зависит судьба человека. Кстати, для успешной карьеры руководителя любого уровня особенно следует развивать эмоциональный интеллект, то есть способность слушать и слышать другого, понимать, сопереживать, работать в команде, анализировать и разрабатывать сценарии решения проблем. Наконец, именно в школьном возрасте приобретается социальный опыт жизни в открытом демократическом обществе. При этом следует учесть, что базовые компетентности, то есть способность применять полученные знания в реальной ситуации, должны быть сформированы именно в детстве, точно так же как у каждого возраста есть свои книги для чтения. К 2020 году 50% профессий потребуют высококвалифицированных кадров, в то время как, по данным международных исследований, третья часть взрослого населения не соответствует этим нормам. Какие ключевые компетенции должны быть сформированы у человека, претендующего на интересную, нужную рынку труда  и достойно оплачиваемую работу? Напомню, что речь идет о знаниевом, информационном обществе, создание которого – цель России на 12-летнюю перспективу. Главная компетенция XXI века – готовность и умение непрерывно учиться, ответственность человека за собственное обучение. Это умение чрезвычайно важно в быстро меняющемся, информационно насыщенном мире. Модель развития образования к 2020 году дает представление о возможных формах и уровнях обучения на протяжении всей жизни. Вузы переходят на двухуровневую систему обучения – бакалавриат и магистратуру. Кроме того, предполагается открыть центры переподготовки кадров, проведения курсов, семинаров и тренингов для непрерывного обновления знаний и совершенствования компетенций. Стоимость человеческого капитала в условиях глобальной экономики увеличивается. Международное исследование «Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики (2006)» свидетельствует, что большинство работодателей сегодня требуют, чтобы работники приобретали навыки в течение всей жизни. Быстрый рост технологий, интернационализация компаний требуют от человека умения адаптироваться в социальном, культурном плане, а также навыков успешной коммуникации. Такой навык должен быть сформирован к 15 годам, а к выпуску из средней школы выражаться в способности к общению с разными группами людей по возрасту, полу, национальной принадлежности, вере. Эффективное общение возможно, если оно основано на уважении, доверии, понимании иных взглядов, поступков, убеждений. Конечно, стратегия культурного поведения может не входить в ваши планы, но в таком случае проблематично осуществление успешного жизненного и карьерного сценария. Следующая компетентность, которую многие исследователи считают ключевой, – самостоятельность, которой так не хватает российским старшеклассникам, привыкшим к инфантильному, безответственному поведению, к постоянной опеке со стороны родителей и учителей. Намного самостоятельнее себя ощущают подростки в большинстве стран Западной Европы, США, ряда стран Юго-Восточной Азии, где ученики старших классов привыкли сочетать занятия в школе или колледже с работой, самостоятельно оплачивать обучение в университете, получая банковский образовательный кредит. Самостоятельность в границах средней школы представляется как построение индивидуального учебного плана или даже (это значительно более высокий уровень) индивидуальной образовательной программы, владение технологиями самообразования, прежде всего за счет подключения к разнообразным образовательным ресурсам, рациональное планирование времени. И, безусловно, самостоятельность предполагает активность в выражении запроса на помощь и поддержку со стороны педагогов и родителей. О самостоятельности человека можно судить и по культуре мышления – основано оно на простом заучивании учебного материала или на осмыслении и творческом преобразовании.Вернемся к началу сегодняшней встречи и попытаемся понять особенности последнего школьного года. Ядром перехода к взрослости нам представляется «понимающее» обучение, эффективность которого зависит от нескольких факторов. Приведем для наглядности модель понимающего обучения по Бернхэму.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте