В системе образования, я думаю, не только нашего района введение ФГОС образно можно представить как решение следующей задачи: сшить новое эффектное платье из старой, не раз латанной материи – это и устаревшие проекты школ, прежние нормативы финансирования, необновляющиеся кадры с традиционными подходами к обучению и так далее.
Здания школ построены по типовым проектам, которые на данном этапе в основном не соответствуют новым требованиям СанПиНов, федеральным требованиям к организации образовательного процесса. В перспективе – переход на ФГОС основной школы. А в школах нет оборудованных актовых залов, залов для занятий ритмикой, лечебной физкультурой и т. д. Даже положенное количество туалетов по СанПиНам нет возможности сделать во всех школах.
Беспокоит то, что из 29 филиалов (начальных школ) нашего района только в трети можно обеспечить техническую часть введения ФГОС. Что делать? Подвозить в основную школу? А это значит, дополнительные затраты на подвоз, создание условий содержания детей младшего школьного возраста в здании школ, то есть дополнительное питание и штатные единицы, изменение режимных моментов. Недостаточность ресурсного обеспечения – финансового, дидактического, информационно-коммуникативного – в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы.
Даже прошедшие курсовую подготовку педагогические кадры из-за сложившегося менталитета учителя старой закалки испытывают затруднения при разработке основной образовательной программы начального общего образования с учетом всех ее компонентов, реализации технологии деятельностного подхода, формировании универсальных учебных действий, внеурочной деятельности, переходе к новой системе оценивания. А на курсовую подготовку было затрачено немало средств. Не были своевременно внесены на федеральном уровне изменения в стандарты подготовки учителей начальных классов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Нет преемственности между дошкольным и школьным образованием при введении ФГОС, так как отсутствуют хотя бы примерные программы, модель выпускника дошкольного образовательного учреждения, ориентированные на ФГОС.
Значительное место при введении ФГОС отведено дополнительному образованию, но для большинства районов существует проблема нехватки специалистов по дополнительному образованию для организации внеучебной деятельности. Также отсутствует программа целевой переподготовки специалистов, имеющих непедагогическое базовое образование, но владеющих определенными умениями. Ну и, конечно, трудно привлечь молодых специалистов в отдаленный от центра район при отсутствии федеральной программы обеспечения жильем молодых педагогов.
Комментарии