Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Новое не должно ошеломлять

УГ - Москва, №37 от 15 сентября 2015. Читать номер
Автор:

​Завершение дошкольного периода и поступление в школу – сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Поэтому наша общая задача – создать условия для успешной адаптации младших школьников.

Не будем забывать о словах педагога-гуманиста В.Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании, но построение преемственности между детским садом и школой (начальной и средней) в процессе подготовки детей к школе в рамках образовательного комплекса требует сегодня нового подхода, школе необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного, начального и среднего образования. Именно с выходом Федеральных государственных образовательных стандартов было положено начало обеспечению преемственности всех звеньев системы образования.Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, стали основой для решения на практике проблемы преемственности.Одна из главных задач дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Теперь основным видом его деятельности становится учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти по взмаху волшебной палочки, должно пройти некоторое время, прежде чем ребенок осознает себя школьником.Основная задача как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы – обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы и формы организации жизни детей. Иными словами, игровая деятельность не должна исчезнуть с первых же дней пребывания ребенка в 1-м классе, необходимо, чтобы она постепенно и закономерно уступала ведущее место учебной деятельности.Успешной адаптации воспитанников детского сада способствуют:- развитие у дошкольников любознательности как основы познавательной активности будущего ученика (познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и формирование других важных качеств личности ребенка);- формирование у детей развитого воображения (широкое использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования);- развитие коммуникабельности – умения общаться со взрослыми и сверстниками.Таким образом, если ребенок в детском саду научился играть, овладел формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобрел способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все эти условия, мы ежегодно совместно с педагогами дошкольного отделения разрабатываем план совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования «детский сад – начальная школа».Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед нами задачу: использовать в образовательном процессе приемы и методы обучения, которые формируют у детей умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, самостоятельно ставить цель, планировать пути ее достижения, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Все это учит младшего школьника учиться.Опираясь на мудрость древних – «Человек рожден для мысли и действия», – наш педагогический коллектив на протяжении последних лет использует метод проектов как один из главных методов обучения и воспитания, мы убеждены, что проектная деятельность учащихся именно та сфера, где возникает прочный союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.В нашем образовательном комплексе уже накоплен опыт организации обучения на деятельностной основе через проектную деятельность, в процессе которой мы и формируем у учеников умение учиться.Какие же общеучебные умения и навыки формируют у детей в проектной деятельности?    рефлексивные: ребенок начинает понимать, что ему необходимо получить конкретные знания, чтобы решить конкретную задачу;    поисковые (исследовательские): ученики осваивают такие методы научного познания, как выдвижение гипотез, поиск и анализ информации, осознание причинно-следственных связей;    менеджерские: конкретная цель требует умения планировать и принимать решения;    коммуникативные: умения и навыки работы в команде, умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, а в случае необходимости идти на компромисс;    презентационные: умение уверенно держать себя во время выступления, наглядно и доступно излагать свои мысли, отвечать на вопросы.Возникают вопросы: «Готовы ли недавние выпускники детского сада к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения?» Ответ: конечно же, нет. Но это вовсе не значит, что учеников 1-го класса не должны включать в проектную деятельность. Наши наблюдения показывают, что ребенок, даже не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекаясь в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Для освоения проектирования как способа организации обучения необходимо вооружить первоклассника методами и приемами этой деятельности. Мы учим наших школьников проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению. В 1-м классе ребята выполняют несложные проекты или проектные задачи, именно несложность проектов и обеспечивает успех их выполнения. Мы всегда придерживаемся принципа: силы ребенка невелики, так пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.Всем нам хорошо известно, что мы живем в эпоху четвертой информационной революции. «Знаниевый» ресурс увеличивается и преобладающими становятся процессы оперирования информацией за счет использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Вот почему особенностью организации проектной деятельности в нашем комплексе стала работа над проектом в ИКТ-насыщенной среде, что позволяет сформировать у школьников такие универсальные учебные действия, как информационные умения, а именно:    осознание потребности в информации;    конструирование стратегии обнаружения информации;    получение доступа к информации и ее сбор;    сравнение и оценка информации;    применение и передача информации.Таким образом, мы обеспечиваем ученику приобретение новой грамотности.Создание в школе ИКТ-насыщенной среды позволяет нам вырабатывать способы и технологии использования возможностей информационно-образовательного пространства и среды для достижения более высоких результатов образования, что соответствует требованиям нового образовательного стандарта начального общего образования.В ходе реализации любого проекта учащиеся определяют учебную задачу и стремятся ее выполнить (регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование); наблюдают и рассказывают о своих наблюдениях; прослеживают по рисункам-схемам этапы проекта (познавательные логические УУД: доказательство, установление причинно-следственных связей); формулируют выводы (познавательные общеучебные УУД: формулирование познавательной цели); работают в группах (коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, способов взаимодействия); отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения (регулятивные УУД: контроль и оценка).При этом у детей формируют метапредметные умения:- умение работать в коллективе и самостоятельно;- умение осуществлять контроль за экспериментом;- умение анализировать и самостоятельно делать выводы по итогам опыта.Каковы же преимущества проектной деятельности?Во-первых, в корне меняются взаимоотношения «учитель – ученик». Ученику дают возможность самому определять цель своей деятельности, а учитель выполняет роль помощника. Ученик открывает новые знания, а учитель рекомендует источник знаний. Ученик выбирает, а учитель содействует прогнозированию результатов выбора. Ученик активен, а учитель создает условия для проявления активности. Ученик несет ответственность за результат своей деятельности, а учитель помогает оценить полученные результаты, проанализировать, выяснить, как можно было сделать лучше.Во-вторых, по мере выполнения работы интерес к ней у ученика всегда возрастает. Дети очень легко, с головой погружаются в проект.В-третьих, проекты сплачивают детей, развивают у них коммуникабельность и умение работать в команде и нести ответственность за совместную работу.Кроме того, проектно-исследовательская деятельность позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, а видимый результат деятельности приносит им огромное удовлетворение, повышает самооценку и веру в свои силы. Наконец, зачастую результат деятельности представляют в виде итоговой презентации, что формирует умение выступать.Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как происходит переход к новому образу жизни, условиям деятельности и взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период (радость или огорчение?), во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников для нас очевидна.Большинство детей переживают этот переход как важный шаг в жизни. Центральное место при этом занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивают учителя и родители, а затем предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть какие-то волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, процесс обучения не будет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить первые 2-3 минуты урока созданию доброжелательной рабочей атмосферы. Особенно в этом нуждаются те дети, у которых в начальной школе учитель уделял этому большое внимание.Кроме того, пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет, – организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций для слабоуспевающих, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, совместные работы над проектами. Не следует забывать, что пятиклассники очень эмоциональны, во многом и школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций, их отношение к предмету определяет личностное отношение к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания, а пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.Важнейшая задача современной системы образования не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, эту задачу как нельзя лучше решают именно через проектную деятельность.Актуальность развития универсальных учебных действий для начального и среднего общего образования диктует необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.В нашем образовательном комплексе ведут консультативную работу для того, чтобы наиболее успешно решать проблемы преемственности и адаптации:    с педагогами и воспитателями – чаще всего в виде групповых консультаций на семинарах;    с родителями, чьи дети могут испытывать трудности адаптации к школе, – индивидуально или на родительских собраниях; серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе; родительские собрания в старшей и подготовительной группах детского сада, в 1-м и 5-м классе;    с детьми – прежде всего им оказывают помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности.Мы ожидаем, что будет выработана единая линия требований к детям, учителя лучше узнают своих учеников, адаптация первоклассников и учащихся 5-х классов будет проходить более благоприятно, а качество знаний учащихся 5-х классов не будет снижаться.Ф.БОДУНОВА, учитель начальных классов школы №853


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту