На юго-западе столицы в районе Ясенево находится школа №1103 имени Героя Российской Федерации А.В.Соломатина. Ее музей 4-й гвардейской армии «От Сталинграда до Вены» бережно хранит свидетельства героических и трагических событий Великой Отечественной войны.
4-я гвардейская армия принимала участие в боях под Сталинградом, Курском в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, в боях за освобождение Польши, Венгрии, Австрии.С 2001 года музей, используя фондовое собрание, ведет большую просветительскую работу. На постоянной основе здесь проводятся различные мероприятия, экскурсии по действующим экспозициям и выставкам, встречи с интересными людьми для учащихся школ и взрослого населения района Ясенево. Посетители музея имеют возможность ознакомиться с историей прославленной армии, которая была удостоена звания гвардейской после разгрома немецкой армии под Сталинградом – решающего сражения Великой Отечественной и всей Второй мировой войны.Каждое посещение музея – это путешествие в былые дни, в историю нашей страны, которую необходимо знать. И главная задача музея и тех, кто работает здесь сегодня, сделать так, чтобы это путешествие стало интересным, запоминающимся и полезным для современных девчонок и мальчишек.Школа музейного волонтера – это новое направление музейной педагогики. Мы привыкли, что волонтерство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни – помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Все так, с подобными проблемами люди в России сталкиваются очень часто. Однако как обстоят дела с привлечением волонтеров в сферу культуры и искусства? Насколько популярно участие добровольцев в работе музеев в России и на Западе?Если обратиться к истории, само слово «волонтер» произошло от французского volontoire, что переводится как «доброволец», отсюда прослеживается и суть термина. Движение зародилось в США, где уже в XIX веке волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. В 1920-е годы в Европе молодые люди начали активно восстанавливать хозяйство после Первой мировой войны. С тех пор волонтерские движения распространились по всему миру и сегодня являются показателем социальной активности гражданского общества. Наиболее активно волонтерство в России стало развиваться в середине 90-х. Новая волна интереса к волонтерской работе в России поднялась во время мирового кризиса.Как правило, работа волонтеров в музеях состоит во взаимодействии с посетителями, помощи в организации различных образовательных мероприятий, сборе внешней информации и передаче ее другим людям (школьникам, учителям). В связи с этим волонтеры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии.С начала этого учебного года в нашем образовательном учреждении проводится работа по развитию волонтерского движения в школьном музее.Было принято решение начать работу с освоения пространства других музеев школы №1103 (всего в комплексе их 6), музеев других образовательных организаций МСД №22, а также организовать мероприятия по повышению интереса к этим музеям жителей районов Ясенево и Северное Бутово, школьников и учителей.Цель работы школы музейного волонтера состоит в привлечении внимания к музейной деятельности, организации передвижных выставок и просвещении учащихся, родителей и жителей района. Конечным результатом волонтерства, на примере нашего музея, является закрепление практики привлечения волонтеров в сферу культуры России. Это можно назвать скорее новаторством, нежели общепринятым понятием работы музея.Школьной администрацией совместно с учащимися разработана просветительская образовательная программа, которая учит детей понимать цель музейного волонтерства и оценивать подобные тенденции, характерные для развитого общества, которые будут прослеживаться все чаще и приобретать глобальные масштабы, как в рамках конкретного музея, так и страны в целом. Музейное волонтерство – одно из направлений добровольчества в России. Этот вид волонтерства вполне применим в музейной практике и в той или иной форме в некоторых музеях уже существует.Миром движут любопытство и созидание. Но любопытство без знаний не может стать созидательной силой. Поэтому нами создан проект, главная цель которого – просвещение.Проект «Школа музейного волонтера» предполагает создание ресурсного центра по обеспечению школьников информацией о музеях города Москвы. Волонтерство в музее – не только благородный и полезный досуг, но и возможность получить новый опыт, познакомиться с интересными людьми и, конечно, узнать что-то новое. Участие учащихся в школьном волонтерском движении помогает развить способность общаться, взаимодействовать друг с другом, быть ответственным не только за себя, но и за всю команду, формирует личность.И, конечно, «Школа музейного волонтера» всегда профориентирована. Учащиеся пробуют себя в профессии экскурсовода, работника музея, художника-инсталлятора, искусствоведа, учителя истории.В этом году, ориентируясь на памятные даты России, в нашем музее были созданы волонтерские проекты:- к 125-летию со времени начала существования Третьяковской галереи в Москве как городского музея;- проект «Дилетант-смотритель» (онлайн-экскурсии в Эрмитаж и Музей истории Москвы);- проект «Поющий музей».Кроме онлайн-экскурсий ребята-волонтеры создают журнал-газету «Дилетант», посвященный нескучному и нестандартному изучению истории.В современном мире волонтерство приобрело статус неотъемлемого и актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высокоразвитое цивилизованное общество. Волонтеры и волонтерские организации внесли существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.Быть волонтером – почетно, интересно, данный вид деятельности делает жизнь школьника яркой, разнообразной, а его самого – перспективным гражданином, легко находящим общий язык с людьми, полноценным членом общества с активной гражданской позицией, а значит, с большим будущим.Новичок, пришедший в волонтерскую организацию, первым делом обращается к руководителю, так как на нем держится вся команда, а в команде всегда должен быть лидер.Быть лидером – это значит быть примером для всех остальных. А если дело касается волонтерской сферы, то ответственность и мужество увеличиваются в несколько раз, так как это деятельность не только твоего коллектива, где ты являешься лидером, но и тех людей, которым волонтерский отряд оказывает какую-либо помощь.Главная задача лидера – выявить не только свою систему ценностей, но и сформировать ее у всей команды, так как в волонтерской среде важны мораль, духовность и сотрудничество.Немаловажной задачей лидера является желание помочь членам своей волонтерской команды, ему необходимо сплотить людей, развить в них искреннее желание вносить значительный вклад в развитие того дела, в котором они участвуют.Бывает так, что в команде случаются какие-либо разногласия, недопонимания, это может произойти как между лидером и командой, так и внутри нее. Вот почему в волонтерской команде необходим руководитель, который не будет допускать таких моментов и постарается решать проблемы немедленно. В связи с этим лидер должен проявить себя так, чтобы команда не только уважала и прислушивалась к его мнению, но и видела в нем друга, хорошего приятеля, с которым можно поделиться некоторыми жизненными приятными и неприятными ситуациями.Если волонтерская команда относится к своему лидеру с доверием, уважением и ценит его, то результативность действий повышается. А также руководитель должен доверять своим волонтерам, только в таком случае у команды все получится, в этом и состоит особая роль лидера.В современном мире информационных технологий очень трудно представить сферу жизнедеятельности человека, в которой не участвовал бы компьютер или смартфон. Информатизация и компьютеризация в обществе приобретает все больший размах. Современные школьники огромное количество времени проводят за компьютером, в виртуальном пространстве, а из-за этого теряется способность живого общения, умения находить контакт с взрослыми и своими сверстниками. Поэтому так важна роль внеклассной активности детей, которая развивает коммуникабельность, разговорную речь, умение заинтересовать других. Всему этому и способствует работа волонтеров в школьном музее. Ребята, приходящие в музей, видят не взрослых экскурсоводов, а своих сверстников. Таким образом, восприятие информации происходит в более доступной и понятной форме. А это и является главной целью создания Школы музейного волонтера.Мы думаем, что в перспективе музейные волонтеры будут продвигать историю нашего школьного музея и организовывать выставки в других школьных музеях района, а также знакомиться с экспозициями музеев других школ, оказывая помощь в продвижении выставок по договоренности с организаторами музейной работы образовательных организаций, входящих в наш межрайонный совет. Мы считаем, что развитие музейного волонтерского школьного движения – это воспитание патриотических чувств, ответственности, дисциплины и настоящих лидерских качеств личности.Елена ПЕРМЯКОВА, педагог-организатор, руководитель музейного комплекса школы №1103;Марина РОДИОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1103
Комментарии