С работниками образования Хабаровского края наша консалтинговая компания работает уже около 5 лет. Мы совместно реализуем проект по внедрению методов нормативного финансирования в образовании уже на уровне муниципалитетов и образовательных учреждений.
Раньше мы работали с министерством края, и оно накопило опыт бюджетного планирования с тем, чтобы вполне обоснованно определять размеры субсидий, которые выдаются в города и районы.
Теперь появилась возможность распространить эти нормативы и на образовательные учреждения. Существенной помощью в этой работе стал грант, который край получил от Всемирного банка через Национальный фонд подготовки кадров для внедрения принципов нормативного финансирования.
Наша компания расположена в Санкт-Петербурге, а в Хабаровске организован региональный центр, где работают наши агенты совместно с Институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Хабаровского края. И надо отметить, что главное препятствие внедрения нормативного финансирования – не расстояние, а состояние умов. Мы работали во многих регионах, но в своем родном Санкт-Петербурге столкнулись с самым большим сопротивлением. Потому что когда начали проводить анализ финансирования отрасли, то обнаружили, что во многих случаях трудно объяснить огромную разницу в объемах получаемых средств между аналогичными образовательными учреждениями.
Например, гимназия в одном и в другом районе города. По факту финансирование у них может отличаться в 1,5, 1,8, а то в 2 раза. Это означает, что из казны больше получает тот, у кого крепкие ботинки для открывания дверей у начальства. Конечно, нормативное финансирование такой способ открывания дверей «закрывает».
Теперь мы работаем с муниципалитетами Хабаровского края, и они потихоньку привыкают к новому порядку финансирования. Во-первых, потому что есть грант. Во-вторых, потому что губернатор принял решение – перейти на нормативное финансирование с 2006-2007 учебного года. Более того, распорядился, чтобы к 1 апреля все необходимые документы были подготовлены. Это ускорило бег чиновников и интерес муниципалов к этому проекту.
На семинарах мы столкнулись в первую очередь с тем, что бухгалтеры и директора образовательных учреждений, финансовые органы районного и муниципального уровня еще слабо подготовлены для финансово-хозяйственной самостоятельности.
В рамках проекта мы организовали стажировку двух групп представителей различных уровней систем управления образованием края, и они провели затем обучающие семинары у себя на местах – в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, еще в трех муниципальных районах.
Однако мы считаем, что сведения об этом проекте необходимы не только педагогической общественности и управленцам образования, но и тем, кто пользуется образовательной услугой – родителям. После нескольких публикаций был проведен социологический опрос, который показал, что родители в разных районах края относятся к новому порядку финансирования настороженно, пока не до конца понимают, чем им это грозит.
Леонид ИВАНОВСКИЙ, директор Департамента корпоративного управления компании «Балт-Аудит-Эксперт»
Комментарии