search
main
0

Новое – это хорошо забытое старое Уравниловка в действии

Минуло уже два месяца, как в Белом доме у Валентины Матвиенко состоялось совещание о реформировании системы оплаты труда бюджетников, но вопрос продолжает оставаться открытым. Пока ни одно из министерств не представило собственную концепцию реформы или хотя бы проект. Свою инертность чиновники объясняют так: неизвестно, будут ли деньги.
Однако, справедливости ради надо сказать, что в Министерстве образования России создана рабочая группа по разработке отраслевой тарифной сетки. Заметьте – только для образовательной сферы. Чем она будет отличаться от существующей ЕТС? Люди старшего поколения наверняка помнят постановление Совмина от 12 апреля 1984 года N 318 “О повышении зарплаты учителей и работников народного образования”. Руководствуясь принципом: новое – это хорошо забытое старое, Минобразование предлагает дифференцированный подход к расчету зарплат педагогов, учитывая не только их образование и стаж работы, но и тип образовательного учреждения. Таким образом, школьная тарифная сетка будет отличаться от детсадовской или, скажем, от интернатской.
Подобная дифференциация естественно приведет к перераспределению средств фонда оплаты труда в сфере образования: одни станут получать больше за счет других. Нельзя сказать, что принцип этого перераспределения несправедлив. Однако как быть, например, с молодыми специалистами, у которых нет стажа?..
О реформе ЕТС задумались и в Минтруде. В планы министерства входит все то же перераспределение, но другим путем – путем сжатия диапазона тарифных коэффициентов ЕТС. Кто от этого выиграет? Уборщицы, гардеробщицы, секретари-машинистки – словом, те, кто получает зарплату по низким разрядам.
Бюджет если и выделит средства на индексацию, то весьма ограниченные. Как они будут распределены – зависит от ЕТС. Если диапазон тарифных коэффициентов, скажем, сжать в два раза, то высший разряд будет отличаться от первого не в десять, а всего в пять раз. Естественно, что при этом произойдет плавное переливание средств от высших разрядов к низшим.
Свою “уравнительную” политику в Минтруде объясняют заботой о малооплачиваемых работниках, которые на самом деле не могут существовать на 200 или 300 рублей в месяц. Жаль только, что забота эта за чужой счет. Фраза “доктор наук и так на жизнь заработает – возьмет пятерых учеников и заработает”, услышанная в одном из минтрудовских кабинетов, прочно засела у меня в мозгу вместе с другой, похожей сентенцией, прозвучавшей из уст минобразовательского чиновника: “Уборщица и так на жизнь заработает – возьмет пять ставок и заработает”. Почему-то, проводя реформы, наша власть не очень заботится о том, чтобы “дать всем сестрам по серьгам”. Прочно укрепился принцип “короткого одеяла”, которым всех “укрыть” невозможно. Корень зла – в постоянном бюджетном дефиците.
А что по этому поводу думает учительский профсоюз? Ведь ЦК Профсоюза работников народного образования входит в число тех, кому поручено разработать пути реформирования системы оплаты труда. Как я уже говорил, с момента совещания в Белом доме, прошло два месяца.
– То, что мы предлагаем, – это заоблачные дали, которые станут реальностью только в том случае, если на это будут выделены необходимые бюджетные средства, – говорит зам. председателя ЦК профсоюза Татьяна Куприянова. – Считаю, что не следует отказываться от Единой тарифной сетки, если речь идет о двадцатипроцентной (или около того) индексации.
Согласен: “капитальная” реформа системы оплаты труда обоснована только при существенном увеличении расходов на заработную плату. А пока это только “косметический ремонт”. Цель, как говорится, должна оправдывать средства.
Заглянув в недалекую историю, мы увидим довольно свеженькие примеры “косметического ремонта” ЕТС, когда поочередно подлежали замене ее отдельные “узлы”. Так, с 1 апреля 1999 года повысилась ставка первого разряда ЕТС до 110 рублей и автоматически сжался диапазон тарифных коэффициентов до 8,23. Таким образом, “апрельская” индексация уложилась в отведенные рамки – 20 процентов. Аналогичная “апрельско-двадцатипроцентная” индексация прошла и в прошлом году, когда ставка первого разряда повысилась до 132 рублей. Диапазон, правда, остался прежним.
Январь 2001 года отмечен более сложным “ремонтом” ЕТС, при котором расширился диапазон и были увеличены ставки первых трех разрядов. Однако заметьте, весь “технологический процесс” не вышел за рамки установленной “сметы” – 20 процентов. Именно для того, чтобы не превысить эти 20 процентов, понадобилось 764-е постановление: ставки первых трех разрядов повысили, а расчет остальных ведется от прежнего оклада первого разряда (132 рубля) умножением на соответствующий тарифный коэффициент. На какие только ухищрения не идет правительство, лишь бы не превысить “смету”.
Если подобная тенденция сохранится и впредь, вряд ли можно ожидать каких-то кардинальных изменений в системе оплаты труда бюджетников. Им, как и прежде, придется брать дополнительные ставки и умопомрачительные нагрузки, чтобы заработать на жизнь. А инфляция будет тихой сапой съедать все то, что прибавило правительство своей щедрой рукой.
Николай ХОТЕЕВ

Официоз

Постановление Правительства РФ N 764

О повышении тарифных ставок (окладов) первого – шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

В соответствии с Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Увеличить тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, определяемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2000 г. N 539 “О повышении тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст. 1341) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 г. N 284 “Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1514):
с 1 января 2001 г.:
на 68 рублей – тарифную ставку (оклад) первого разряда;
на 30,5 рубля – тарифную ставку (оклад) второго разряда;
на 10 рублей – тарифную ставку (оклад) третьего разряда;
с 1 июля 2001 г.:
на 168 рублей – тарифную ставку (оклад) первого разряда;
на 130,5 рубля – тарифную ставку (оклад) второго разряда;
на 96,9 рубля – тарифную ставку (оклад) третьего разряда;
на 77,9 рубля – тарифную ставку (оклад) четвертого разряда;
на 54,9 рубля – тарифную ставку (оклад) пятого разряда;
на 27,9 рубля – тарифную ставку (оклад) шестого разряда.
2. Министерству финансов Российской Федерации определить источники финансирования расходов, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, для организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в пределах средств федерального бюджета на 2001 год.
3. Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления производится субъектами Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов.
Михаил КАСЬЯНОВ,
Председатель Правительства Российской Федерации
10 октября 2000 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте