В марте 2022 года Департаментом образования и науки города Москвы был утвержден стандарт городского образовательного проекта «Естественно-научная вертикаль». Вопросов много, ответов еще больше, перспективы почти безграничны.
Не секрет, что на рынке труда возрастает востребованность в специалистах естественно-научного профиля. И если раньше при упоминании биолого-химического профильного образования перед глазами возникал образ медицинского работника в белом халате, то сегодня картина иная. Биолого-химические факультеты многих вузов выпускают высококлассных специалистов, которые обладают знаниями в области микробиологии, генетики, селекции, химического анализа и множества других направлений. Для работы в ветеринарных отраслях без биологии и химии никуда! А если вспомнить о достижениях биотехнологии, освоение которой невозможно без знаний физических законов и явлений, то актуальность «Естественно-научной вертикали» становится неоспорима.
Многие ребята хотят идти по стопам своих родителей: кто в юристы, кто в экономисты, а кто-то и в медицину. Однако есть и те, кто еще не определился с выбором направления для профессионального развития, но хочет попробовать что-то новое, узнать про окружающий нас мир больше, чем это позволяет программа общеобразовательного класса. Такие ребята живо интересуются биологией, читают научную литературу, смотрят образовательные фильмы и ролики в поиске ответов на вопросы: почему водоросли на глубине красные, каким образом осуществляются мышечные сокращения, почему глицин успокаивает и как же так вышло, что птицы куда ближе к динозаврам, чем современные крокодилы?
Открытие «Естественно-научной вертикали» вызвало неподдельный интерес у шестиклассников и их родителей, а также и у учителей. Программа «Естественно-научной вертикали» включает в себя специальные курсы, разнообразную внеурочную деятельность и работу в системе дополнительного образования, то, с чем раньше можно было ознакомиться только в старшей школе или в высшем учебном заведении: введение в генетику, экологический мониторинг, основы микробиологии, основы фармацевтического анализа, основы химической технологии и др. Ребята получат хорошую опору для дальнейшего старта в свою профессиональную карьеру. Кто-то из них мечтает стать ветеринаром, кто-то видит себя нейропсихологом, а кто-то хочет быть тренером, педиатром или стоматологом.
А если случится так, что ближе к выпуску интересы поменяются? Неужели все будет напрасно и время будет упущено? Как бы не так! Все, что нас окружает, – это химические, физические и биологические процессы и явления. Помимо теоретической и практической ценности проект несет ценность воспитательную. Люди редко задумываются о том, какое влияние они оказывают на окружающую среду. Случайно брошенный фантик от конфеты, нерациональное использование ресурсов, разлитые на землю химические средства – все это губительно сказывается на планете. Одной из задач курса является воспитание бережного отношения к окружающей среде и осознание жизни как высшей ценности. За этими ребятами будущее нашей страны, нашей планеты, поэтому очень важно, чтобы они осознали ценность и хрупкость природы и стремились ее сберечь.
Работающие в проекте педагоги вытянули счастливый билет. С такими возможностями, которые открываются, уроки – одно удовольствие, а с заинтересованными детьми, которые готовы трудиться, быть открытыми к получению новых знаний, успех точно гарантирован. Проектная деятельность как ключевой элемент обучения позволит ребенку сделать что-то своими руками, а учитель-наставник подскажет, скорректирует, поделится опытом. Дополнительные учебные курсы позволят отойти от обычных уроков, ведь формат проведения можно выбрать тот, который был бы интересен и понятен и детям, и учителю. Реализация творческого потенциала педагога в этом случае позволит избежать выгорания, сделать взаимодействие с учениками продуктивным.
Что-то новое всегда волнительно, но в образовании, как и в науке, если не двигаться вперед, точно откатишься назад. Мы полны надежд, идей и замыслов. И все обязательно получится!
Ксения СУХАНОВА, учитель биологии школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии