Иногда ваша радость выражается в улыбке, а иногда и улыбка может стать источником радости.
Тит Нат, дзен-буддийский монах
В сентябре в 1‑й класс пришла особенная ученица. В заключении ЦПМПК девочке были обозначены ДЦП и легкая степень умственной отсталости, в связи с чем установлена инвалидность. Также диагностировано редкое генетическое заболевание – синдром Ли. В области шеи установлена трахеостома, которая требует регулярной санации. На основании этих данных и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 для девочки был составлен индивидуальный образовательный маршрут, создан учебный план и назначено тьюторское сопровождение.
Девочка находится под опекой благотворительного медицинского частного учреждения «Детский хоспис «Дом с маяком». Для освоения образовательной программы были подобраны специальные учебники с учетом интеллектуальных возможностей нашей ученицы. В первом полугодии в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821‑10» длительность уроков составляла всего 35 минут, а также был организован динамический час. Учебный материал проходил дополнительную адаптацию.
Для уроков русского языка и чтения при необходимости проводилось масштабирование картинок, подготавливались индивидуальные прописи для обучающихся с ДЦП, включались упражнения на развитие мелкой моторики и подготовку руки к письму. В работе использовались наглядные материалы, предлагались творческие задания, сюжетно-ролевые игры при изучении сказок. В процессе усвоения программного материала использовались методики, позволяющие развивать творческое и логическое мышление, внимание. На уроках математики для формирования математических представлений были предусмотрены наглядные материалы в виде различных карточек, объемных фигур. Также внимание уделялось формированию пространственных представлений.
На уроках подключались компьютерные технологии, способствовавшие обогащению представлений девочки об окружающем мире. Слушали пение птиц, просматривали обучающие ролики, знакомились с музыкальными инструментами и их звучанием. Работа по адаптации материалов проводилась при активном взаимодействии учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда и тьютора.
Несмотря на проведенную совместную работу наших педагогов, к сожалению, динамика оказалась не так велика, как нам того хотелось. Возникали сложности с концентрацией внимания и усидчивостью, выявились трудности в запоминании элементарных, как нам казалось, вещей. И многократное повторение далеко не всегда давало результат. К концу учебного года программа была усвоена лишь частично. Помимо трудностей в обучении встал вопрос с санацией трахеостомы. В практике нашей школы этот случай стал первым. Для решения данного вопроса администрация обратилась за помощью и юридической консультацией в хоспис «Дом с маяком», который помог найти правильное решение такой непростой и непривычной для школы ситуации.
Проведя анализ итогов нашей педагогической работы за год и учитывая особенности девочки, мы составили новый план работы на следующий учебный год. Согласно заключению ЦПМПК девочке установлены пролонгированные сроки обучения. Это значит, что в этом учебном году обучение проходило в 1‑м дополнительном классе, а в следующем учебном году она будет обучаться в 1‑м основном. Беря во внимание особенности ее заболевания, основной целью было определено сохранение полученных знаний, умений и навыков. Основными задачами мы видим предотвращение деградации в сфере обучения посредством закрепления изученного материала.
Наша ученица – очень жизнерадостный ребенок. Несмотря на тяжесть своего заболевания, она излучает радость, тепло и доброту. У нее невероятно обаятельная улыбка, которая приводит всех окружающих в восторг. Искренне надеемся на то, что наша работа будет идти ей только на пользу.
Наталья КОТОВА, руководитель службы психолого-педагогического сопровождения школы «Спектр»
Комментарии