Каждый раз перед началом нового учебного года мы не только подводим итоги, но и формулируем основные задачи, которые встают перед нами. И в этот раз задачи довольно масштабны, ведь наступающий год становится для нас новой точкой отсчета.
На период действия программы запланировано постоянное увеличение финансирования образования. Часть средств будет направлена на увеличение фонда оплаты труда. Профсоюз всегда отстаивает позицию, согласно которой средняя зарплата в образовании должна быть не ниже средней в промышленности. Кстати, отсутствие этого пункта в проекте нового закона об образовании стало одной из причин критического отношения профсоюза к этому законопроекту. Сейчас уровень зарплат в московских школах отстает от остальных отраслей экономики, а это должно быть исправлено. Тем более что предъявляются все более высокие требования.
Изменение задач и рост ответственности профсоюза
В системе образования меняется очень многое: принимают новые законы, нормативные документы, среди которых новый порядок аттестации, новые квалификационные характеристики. В некоторых московских школах будут введены новые положения об оплате труда, вступает в силу программа развития образования в Москве на 2012-2016 годы.
Все это побуждает нас к очередному осмыслению роли профсоюзных организаций в жизни общества. Функции профсоюзов неизбежно меняются в зависимости от общественной ситуации. До сих пор еще жива память о том времени, когда профсоюзы были лишь каналом распространения исходящих от государства материальных благ. И хотя государство давно уже ставит другие задачи: не распределять материальные блага, а давать возможность зарабатывать, а потому эта функция профсоюзов утратила актуальность, очень часто нас по-прежнему воспринимают именно как распределитель, что не соответствует действительности.
В постперестроечный период основным видом деятельности профсоюзов были протестные акции. Мы и сейчас не боимся открыто высказывать свое мнение, если какие-то инициативы правительства, по нашему мнению, негативно скажутся на жизни членов профсоюза. Однако сегодняшнее положение профсоюзов отличается от ситуации 90-х. В первую очередь тем, что профсоюзы стали возвращаться в реальную жизнь производства. В 90-е возможностей участия профсоюзных организаций в управлении образовательными учреждениями было несравнимо меньше.
Кстати, и распределительные функции также постепенно возвращаются. Этим летом Департамент образования Москвы доверил нам распространение путевок в детский лагерь «Солнышко», на летнюю детскую дачу в Малаховке, обсуждается вопрос о нашем курировании Дома ветеранов.
Профсоюз представлен в разнообразных комитетах и комиссиях по вопросам производственной деятельности на уровне Правительства Москвы и Департамента образования, в том числе в наблюдательном совете по реализации пилотного проекта введения новых систем оплаты труда, комиссии по реструктуризации, аттестационных комиссиях. Таким образом, на нас ложится часть ответственности за все изменения, происходящие в московском образовании.
В преддверии НСОТ
В течение прошедшего года мы внимательно следили за происходящими процессами через призму интересов членов профсоюза. Изменения далеко не всегда позитивно воспринимаются работниками, ведь им очень трудно перестроиться.
В сентябре 2010 года и в июне 2011 года мы провели социологические опросы по поводу ожиданий от введения новых систем оплаты труда. В первом принимали участие учителя московских школ, во втором – председатели профсоюзных организаций.
Введение НСОТ ассоциируется у опрошенных с увеличением количества отчетов и прочих бумаг, которые потребуется готовить работнику (50% – по первому опросу и 54% – по второму опросу), росту числа конфликтов в трудовых коллективах (33% и 53%), сокращением штатов (35% и 32%), усилением «административного произвола» (20% и 29%).
Отмечаются и позитивные ожидания – четверть опрошенных (25% и 26%) связывают с введением НСОТ увеличение зарплат. Немало учителей ожидают, что новая система сделает их работу более интересной (17% и 27%).
Последний опрос также показал, что опасения относительно сокращения штатов не главное и самое распространенное ожидание – 91% считают, что сокращений не будет либо они будут незначительны.
Определенную тревогу вызывают также факты, выявленные в ходе опроса:
– только 84% работников учреждений, переходящих с сентября 2011 года на новые системы оплаты труда, получили к июню (то есть в законодательно установленный срок) уведомления об изменении условий трудового договора;
– лишь у 49% опрошенных утверждена учебная нагрузка;
– лишь у 45% произведен расчет стоимости ученико-часа;
– лишь в 38% случаев установлены и доведены до сведения работника критерии оценки деятельности педагога.
По мнению 20% опрошенных председателей, директора их учреждения практикуют авторитарные методы управления, то есть отказываются от конструктивного взаимодействия с профсоюзным комитетом. Неудивительно, что у этих же 20% картина тревожности в ожиданиях намного выше.
Мы прилагали все усилия к тому, чтобы введение новых систем оплаты труда не ущемило интересов работников, участвуя в обсуждении и корректировке всех существенных нормативных актов, начиная с постановления №666 (август 2010 года) и заканчивая документами, которые пока только готовятся. Внесены изменения и дополнения в соглашение между Московским департаментом образования и городским комитетом профсоюза, подготовлены дополнения в коллективные договоры учреждений, обеспечивающие участие первичек в процессе введения НСОТ, а также правовую защищенность членов профсоюза, представлены предложения МГО профсоюза при разработке постановления Правительства Москвы №86.
Главное для нас – это гарантированный уровень зарплат, сохранение рабочих мест и законных прав педагога, в том числе права на получение своевременной и полной информации о предстоящих изменениях.
О роли первичек
Происходящие события заставляют нас по-иному взглянуть на задачи первичных профсоюзных организаций. Раньше образовательные учреждения не были самостоятельны в использовании средств, решения принимались централизованно, а потому не было необходимости в разработке локальной нормативной базы, коллективные договоры почти не содержали положений о серьезных социальных гарантиях. Сейчас социальное партнерство на уровне администрации и первичной профсоюзной организации может и должно быть наполнено конкретным содержанием.
Предоставленная учреждениям свобода использования бюджетных средств ставит первичные профсоюзные организации в сложное положение, ведь теперь очень многое надо делать самостоятельно. Создание локальных систем оплаты труда, критериев оценки, содержательных коллективных договоров – с такими задачами наши первички ранее не сталкивались, этим и объясняются тревожные настроения.
Председатель первичной профсоюзной организации – человек, добровольно взявший на себя большую ответственность, большие полномочия. Председатели бывают разными. Есть те, кто действительно представляет трудовой коллектив и отстаивает его интересы. Есть и такие, кто избран по настоянию администрации и решает лишь проблемы администрации, они не смогут выполнить задачи, стоящие перед профсоюзом в нынешних условиях, поэтому такие председатели профсоюзу не нужны.
Тема аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности была и остается весьма болезненной, ведь тут речь идет о судьбе педагога. Новый порядок аттестации подразумевает, что признать работника не соответствующим занимаемой должности можно лишь при участии в работе соответствующей комиссии, председателя первичной профорганизации. Пока мы видим, что наши председатели первичек редко могут реально защитить учителя, особенно когда ставятся под сомнение его знания преподаваемого предмета и нормативной базы. Председатели должны учиться этому, участвовать в подготовке представлений, что тоже очень серьезная работа.
В очередной раз мы призываем всех председателей первичных профсоюзных организаций:
– принимать активное участие в выработке локальных актов образовательных учреждений по переходу на новые системы оплаты труда, критериев оценки профессиональной деятельности работников, положений о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
– проводить разъяснительную работу в коллективах, предотвращая конфликтные ситуации;
– контролировать деятельность администрации с позиций соблюдения трудовых прав членов профсоюза.
Смогут ли наши председатели первичек справиться с этими задачами, все зависит от их собственной активной позиции. Изменение роли председателя профорганизации обусловлено объективными изменениями системы образования. Но то реальное место, которое займет профсоюз в каждой школе, надо завоевывать.
Новые требования к учителю
В основе Программы развития столичного образования на 2012-2016 годы лежат подходы, которые уже несколько лет внедряются в разных регионах страны. Реализация любой программы требует обеспечения ресурсной базы, а главный ресурс в образовании – кадры. Именно от кадров зависит, будет программа выполнена или нет.
На период действия программы запланировано постоянное увеличение финансирования образования. Часть средств будет направлена на увеличение фонда оплаты труда. Профсоюз всегда отстаивает позицию, согласно которой средняя зарплата в образовании должна быть не ниже средней в промышленности. Кстати, отсутствие этого пункта в проекте нового закона об образовании стало одной из причин критического отношения профсоюза к этому законопроекту. Сейчас уровень зарплат в московских школах отстает от остальных отраслей экономики, а это должно быть исправлено. Тем более что к учителю предъявляются все более высокие требования.
Если проанализировать изменения нормативных актов (например, квалификационных характеристик), происходившие в последние годы, этот постоянный рост требований особенно заметен. Далеко не все работники могут быстро освоить требуемые от них новые навыки. Типичной проблемой остается недостаточное владение информационными технологиями, что не позволяет таким учителям соответствовать новым запросам общества к школе. Роль учителя в современном мире меняется, из простого транслятора знаний, единственного источника информации он превращается в инструктора, помогающего ребенку ориентироваться в информационном пространстве, получать знания самостоятельно. А есть и чисто практические требования, например ведение электронных дневников и электронных журналов. Увы, к этому готовы далеко не все учителя.
Без ротации кадров обеспечить систему образования специалистами, соответствующими новым задачам, вряд ли получится. Но пока ротация эта в столичном образовании невелика.
Процент молодых учителей (в возрасте до 30 лет) остается низким – всего 17%, доля педагогов, проработавших в школе свыше 20 лет, в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Почти 40% руководителей образовательных учреждений – люди пенсионного возраста.
Основная причина ясна – в силу состояния пенсионной системы люди вынуждены из последних сил держаться за работу. Мы понимаем, что объективная основа оценки работы учителя – знание им содержания предмета, современных методик преподавания и педагогических технологий. В то же время мы пытаемся защитить каждого учителя и считаем неприемлемым выталкивание в нищету педагогов пенсионного возраста.
Необходимый системе образования процесс ротации кадров был бы куда менее болезненным, если бы учителям пенсионного возраста были предоставлены возможности найти себе другие занятия в школе, например, в области тех самых «дополнительных образовательных услуг», право на оказание которых получили бюджетные учреждения.
Кроме того, мы неоднократно, в том числе в ходе подготовки новой программы «Развитие столичного образования», вносили практические предложения по социальной защите:
– назначить выходное пособие для учителей, уходящих на пенсию;
– обеспечить бюджетную поддержку дополнительного пенсионного страхования учителей;
– организовать систему отдыха и дополнительного медицинского страхования педагогов, построенную на привлечении как бюджетных средств, так и средств самих работников.
Мы считаем необходимым создание московского стандарта качества образования, включающего в себя высокий стандарт качества жизни учителя. Ведь известно, что от качества жизни человека зависит качество его работы, что в нашем случае напрямую влияет и на положение ребенка.
К сожалению, довольно часто нам приходится сталкиваться с аморфностью в учительской среде, с нежеланием глубоко анализировать проблемы, искать пути их решения. Из-за этого нововведения идут, как правило, лишь «сверху вниз», что и приводит к ситуации, когда нововведения эти не находят понимания среди педагогов.
План мероприятий по обсуждению новой программы «Развитие столичного образования» дает возможность довольно широко обсудить имеющееся положение, и этой возможностью, безусловно, необходимо воспользоваться.
Молодые специалисты – важное направление работы
В минувшем учебном году по-прежнему важной для нас была работа с молодыми учителями.
Проведенный нами социологический опрос, в котором приняли участие 250 молодых работников учреждений образования Москвы, показал весьма интересные тенденции.
В качестве причин ухода молодых коллег из системы образования в другие отрасли опрошенные чаще всего называли:
– низкий уровень заработной платы,
– сложные отношения в трудовом коллективе и с администрацией,
– низкий престиж профессии учителя.
В то же время самооценка материального положения молодых педагогов довольно высока: 83% считают, что живут обеспеченно или неплохо». Высока самооценка и престижа педагогической профессии.
В качестве негативных факторов, влияющих на работу учителя, опрошенные чаще всего указывали на равнодушное отношение родителей к учебе детей, отношение школьников к учебе.
Однако только 17% опрошенных при этом планируют уйти из системы образования, 74% выразили уверенность, что и дальше будут работать по специальности.
Оценивая собственную работу, опрошенные отмечали, что им необходимо больше знаний и навыков в области методики преподавания, прикладной педагогики и психологии.
Исходя из таких результатов, в программе горкома по работе с молодыми педагогами был сделан акцент на усиление психологических и педагогических знаний и навыков участников программы, их правовой компетенции, а также на их самооценку. Мы ориентировали нашу работу на практическую помощь начинающему учителю в преодолении его профессиональных трудностей.
В минувшем учебном году городской комитет профсоюза издал и распространил пособия (компакт-диск «Портфель молодого педагога», буклет «Памятка молодого учителя», брошюра «Здоровьесберегающие технологии в образовании»), организовал конкурсы «Педагогический старт» и «Учительская сальса». Важным событием стал первый Форум молодых педагогов Москвы.
Традиционный летний лагерь-семинар молодых специалистов показывает свою востребованность, он интересен участникам и достигает поставленных целей. Для более широкого обмена опытом в этом году мы пригласили в этот лагерь учителей из Украины, Белоруссии и Латвии.
Все эти мероприятия мы будем реализовывать и в наступающем учебном году.
Наши социальные программы
Еще 5 лет назад социальные программы Московской городской организации профсоюза мы называли инновационными. Теперь они стали уже традиционными. Число их участников растет. Появляются и новые интересные направления.
Более трех с половиной тысяч педагогов и их детей, а также студентов воспользовались в минувшем году путевками городского комитета профсоюза. К этой цифре следует прибавить еще тысячи отдохнувших с помощью территориальных профсоюзных организаций.
10 миллионов рублей из бюджета горкома и окружных профсоюзных комитетов были направлены на материальную помощь нуждающимся работникам. Общая сумма займов, выданных Кредитным союзом учителей, составила более 30 млн рублей, всего, таким образом, смогли решить свои проблемы более 560 человек.
Мы продолжаем программы дополнительного медицинского и негосударственного пенсионного страхования. По-прежнему каждую пятницу в горкоме работает бесплатная психологическая консультация для членов профсоюза. Безусловно, все это не отменяет, а лишь дополняет обязательные услуги, которые профсоюз оказывает своим членам: бесплатная юридическая помощь по вопросам трудовых отношений, охрана труда, информационная и методическая помощь первичным профорганизациям.
Совсем недавно мы начали еще один проект – профсоюзная дисконтная карта. Пока программа скидок по этой карте охватывает лишь перечень товаров и услуг, связанных со строительством и ремонтом, в перспективе – ее распространение на продовольственные торговые сети, предприятия обслуживания. Мы уже получили и начали распространять первые 20 тысяч карт.
Осознавая возможные трудности, которые могут ждать московского учителя в связи с текущими масштабными процессами, мы оптимистично смотрим в будущее. Мы верим в то, что трудовые коллективы, первичные профсоюзные организации научатся защищать свои права и интересы в ходе конструктивного диалога с администрацией. Во всяком случае мы помогаем и будем им в этом помогать.
Комментарии