Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» должна кардинально изменить облик учебных заведений России. Школа становится ответственной не только за знания, но и за развитие личности ребенка. О ресурсах и возможностях, необходимых для решения новых задач, мы беседуем с Ильей ДУБИНЫМ, директором Департамента образования администрации города Омска.
– Илья Владимирович, очевидно, изменения в системе образования потребуют кадровых преобразований?
– На мой взгляд, кадровая проблема – миф, созданный руководителями, не умеющими разрабатывать стратегию развития. В системе образования Омска работают 15 тысяч педагогов. Пока в других регионах обсуждается вопрос об усилении социальных льгот учителям, у нас уже многое сделано. Судите сами: в 2006 году 56 учительских семей улучшили жилищные условия, в 2007-м педагогам выделено 6 квартир, в 2008-м 7 молодых специалистов получили жилье, в 2009-м трое получили квартиры в собственность и 10 – по договорам найма. Активно поддерживаем молодых учителей, которых у нас более 600. Ежегодно работать в школу приходят 200 выпускников педагогических специальностей, и если в 2005 году процент их закрепления в отрасли был лишь 52, то в 2008-м – уже 93. В соответствии с общегородской целевой программой «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска» с 2006 года 594 педагогам выданы подъемные по 20000 рублей, а с 2009 года молодые специалисты получают ежемесячную доплату в размере 3 тысяч.
Второй год проводится муниципальный конкурс среди педагогов городских образовательных учреждений. Даже в период кризиса из бюджета Омска на их поддержку выделяется пять миллионов рублей. В День учителя вручили гранты 50 лучшим педагогам – по 100 тысяч рублей. В нашем конкурсе в отличие от федерального расширен круг участников: в него вошли воспитатели, музыкальные руководители дошкольных учреждений, психологи, социальные педагоги и педагоги дополнительного образования. По сравнению с прошлым учебным годом участников конкурсов профессионального мастерства стало в 3,5 раза больше, а значит, престиж мероприятий повышается.
– В дискуссиях по поводу Новой школы развитие инфраструктуры образовательного учреждения рассматривается как «самый амбициозный план проекта» – и это в условиях неравномерной поддержки центром регионов и дефицита многих региональных бюджетов!
– И даже в этих условиях можно сделать многое, если вместе взяться за дело. На ремонт учебных зданий из бюджета Омска с 2005 по 2008 год израсходовано около 200 миллионов рублей, причем впервые за много лет мы стали ремонтировать фасады школ и бассейны. В 2009 году на эти цели выделено 64,4 миллиона.
Материально-техническая база учебных заведений пополняется разными способами. Только в прошлом учебном году приобретено компьютерное оборудование для 9 школ на сумму 700 тысяч рублей за счет средств областного бюджета, оснащен ресурсный центр информатизации на базе 77-й школы – 900 тысяч рублей из бюджета области и 319 тысяч из городского, закуплены 276 интерактивных досок и 202 проектора на сумму 29,1 миллиона рублей. В сентябре 2005 года в Омске по уникальному проекту построена новая школа №127, точнее, ее первый пусковой комплекс. В 2008-м в 127-й введен в эксплуатацию спортивный комплекс с двумя спортивными залами и бассейнами. Построен новый спортивный комплекс в школе №55. Впервые в городе появились физкультурно-оздоровительные комплексы, причем на окраинах – в 67-й и 68-й школах. Здания созданы по новым технологиям, позволяющим быстро и экономно возводить социально значимые объекты. Так что уже не так трудно представить, как выглядит школа будущего.
Важно, чтобы работа руководителей различного уровня по улучшению материально-технической базы учреждений образования велась целенаправленно и повысилась культура привлечения ресурсов. Сегодня в состав школьных попечительских советов и благотворительных фондов входит в среднем до 60 процентов представителей родительской общественности, около 30 – бизнес-структур и до 10 – общественных организаций. С 2006 по 2009 год победители федерального, регионального и муниципального конкурсов лучших образовательных учреждений привлекли более 72 миллионов рублей. Как показывает практика, школы – победители нацпроекта более 80 процентов средств от грантов направляют на оснащение учебных кабинетов.
– Насколько мне известно, в инициативе «Наша новая школа» намечены механизмы межведомственного взаимодействия по обеспечению безопасности школ…
– У безопасности два фактора – человеческий и технический. Мы убрали охранников из школы – дорого и бессмысленно. Зато все 375 муниципальных образовательных учреждений Омска оснащены системой автоматической пожарной сигнализации и кнопками экстренного вызова милиции. Это серьезный результат. Начали заменять ограждения образовательных учреждений. На эти цели из бюджета города с 2005 по 2008 год выделены 109,8 миллиона рублей. «Облагородили» территорию пока 150 школ и детсадов, но работы продолжаются. На монтаж АПС затрачено 110,55 миллиона рублей. Чтобы системы поддерживались в рабочем состоянии, школы ежегодно заключают договоры на их техническое обслуживание. Для этого с 2007 по 2009 год из городского бюджета выделено 35,71 миллиона. Кроме этого, обрабатываются чердачные помещения, проводится профилактика электрических сетей и электрооборудования. Для экономии бюджетных средств мы установили приборы учета тепловой энергии в 365 образовательных учреждениях, и экономия тепловой энергии по отрасли составляет теперь 25 процентов от договорных нагрузок.
– По решению Президента Российской Федерации в 2008 году приоритетный нацпроект «Образование» дополнен новым направлением – совершенствование питания школьников. Вы работаете в этом направлении?
– Городская программа «Об оказании содействия муниципальным общеобразовательным учреждениям города Омска в организации питания обучающихся» на 2008-2010 годы позволила охватить горячим питанием до 70 процентов школьников. Утверждены ассигнования из городского бюджета на организацию питания в 2009 году в сумме 50 миллионов рублей. Запланировано укрепление материально-технической базы школьных столовых на сумму 24,8 миллиона. Но вопросы питания сегодня зависят не только от государственной стратегии и решений муниципальной власти. Важна активность руководителей образовательных учреждений. Это доказывают примеры школ – победителей ПНПО, в них медленно, но неуклонно растет доля школьников, получающих горячий завтрак на самозакупе.
Задачи сохранения и развития социального, психического и физического здоровья воспитанников решает долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие города Омска до 2030 года» – реализуется план мероприятий по формированию здорового образа жизни. Создаются инновационные проекты по внедрению здоровьесберегающих технологий: городские методические сообщества, федеральные экспериментальные площадки, международный сетевой проект «Воспитание лидерских качеств через физкультуру и спорт», действующий в 13 школах. За четыре года существования федеральной экспериментальной площадки «Реализация инновационных проектов в сфере физического воспитания школьников», действующей на базе 4 школ, на 50 процентов увеличилось участие детей в соревнованиях, повысилась их работоспособность, уменьшилась заболеваемость. 65 процентов учреждений Омска разработали программы «Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса». Кстати, в городском конкурсе 2008-2009 годов среди тех, кто внедряет инновационные программы, победили учреждения, считающие процесс здоровьесбережения критерием качества образования. Мы решаем проблему здоровья молодого поколения как общенациональную задачу и поэтому действуем коллегиально при поддержке властных структур и общественности. Руководители детских садов, школ, центров дополнительного образования детей сегодня представляют проекты и программы развития на рассмотрение властям, шефам, банкирам. Создается новая культура отношений – в большей степени личных, непростых, затратных во временном и человеческом отношении, но прогрессивных и значимых с позиций развития образования.
– Система образования Омска активно использует социальное партнерство для решения задач развития. Это сказывается на качестве образования?
– С 2009 года система оценки качества общего образования в формате ЕГЭ стала обязательной. Система образования Омска в масштабах страны выглядит достойно. В 2009 году с медалями «За особые успехи в учении» школу окончили 480 выпускников из 7705. Результаты по русскому языку и математике у омских выпускников выше среднего балла по России. 12 выпускников набрали максимальные 100 баллов, значит, новая система оценки качества не вступает в противоречие с традиционными требованиями к нашей работе. Процент тех, кто не сдал два предмета, – лишь 0,86, гораздо ниже общероссийского. Есть трудности выбора – 91 процент омских выпускников сдавали три и более экзаменов по выбору! Это свидетельствует и о желании испытать судьбу, и о нечетком профессиональном определении. Поэтому в дальнейшем необходимо активнее использовать опыт профильных школ.
– Илья Владимирович, известно, что инновационный потенциал страны обеспечивается работой небольшого числа высококвалифицированных специалистов – не более 2-4 процентов от численности населения. С какого возраста начинается системная работа по подготовке специалиста такого уровня?
– С самого раннего. В детских садах работают группы, реализующие направление познавательно-речевого развития. Новое содержание образования в них определяется развивающими образовательными программами «Детство», «Детский сад – дом радости», «Радуга». 179 образовательных учреждений реализуют программы дошкольного образования, из них 62 процента – инновационного типа. Это дало возможность в 2008-2009 годах 13 детсадам получить муниципальные гранты в миллион рублей в рамках конкурса лучших образовательных учреждений.
Стандарты нового поколения, впервые представленные как результат договора между семьей, обществом и государством, предполагают преемственность на различных этапах обучения и развития. В городе создана многоуровневая система, направленная на поддержку способной и талантливой молодежи. В 2006 году постановлением мэра утвержден план мероприятий по работе с одаренными детьми. Ежегодно более 7,5 тысячи юных омичей участвуют во Всероссийской олимпиаде на муниципальном уровне. За последние три года по итогам участия во всероссийских мероприятиях 54 омских школьника получили премии Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Все это результат системного педагогического влияния на одаренных детей. В течение трех последних лет 430 школьников получили денежное поощрение губернатора Омской области. Уже сформировался круг муниципальных образовательных учреждений, которые можно считать базовыми центрами для проведения городских мероприятий интеллектуальной направленности на высочайшем уровне. Это городской Дворец детского (юношеского) творчества, центр дополнительного образования детей «Эврика», детский Эколого-биологический центр, городской Центр технического творчества, гимназия №139, лицей №74. Система дополнительного образования города предоставляет широкие возможности для проявления способностей более чем 60 тысячам юных омичей.
Комментарии