search
main
0

Новая старая история

Преподавать ее в вузах будут с учетом текущего момента

18 июля прошла пресс-кон­фе­рен­ция, посвященная подготовке концепции преподавания истории в российских вузах. Площадкой выступил Международный мультимедийный пресс-центр медиагруппы «Россия сегодня», инфоповодом послужила подготовка нового государственного образовательного стандарта для школ и университетов, разработка которого началась еще в марте этого года.

 

Участниками конференции стали председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, выступавшие по очереди, отвечая на каждый вопрос. Несмотря на то что основной темой было преподавание истории как один из аспектов патриотического воспитания, бóльшая же часть отведенного на конференцию часа была потрачена на многократное проговаривание проблемы фактического свертывания исторического образования как такового.

Сейчас почти готов новый образовательный стандарт, к концу лета он приобретет форму законопроекта. И то этот стандарт будет касаться скорее не содержательной, а технической стороны вопроса: повышения процента учебного времени, выделяемого на семинарские занятия, и минимального нормативного количества зачетных единиц (то есть часов в семестре на предмет) с двух до четырех. В сентябре же начнется общественное обсуждение содержания стандарта, каким минимумом исторических знаний и компетенций должен будет обладать каждый выпускник российского вуза.

И здесь стоит отметить один важный положительный момент. Безусловно, было и остается понимание, что доля исторического образования в гуманитарных и технических вузах должна быть разной. Но многие вузы оставляют за собой право брать под собственный контроль преподавание истории, и речь даже не о методологическом подходе. На неисторических и тем более на технических направлениях часто происходил уход в полностью или почти полностью самостоятельное обучение, приобретавшее ярко выраженный оттенок формальности. И без того ограниченное количество часов неравномерно распределялось на разные темы мировой и отечественной истории. Что делать?

Чтобы преодолеть формализм в изучении истории, нужно повысить долю так называемой контактной работы (проще говоря, семинарских занятий). Планируется проведение серии встреч с деканами и заведующими кафедрами разных неисторических вузов, на которой будет выработана новая методология преподавания. Будет запущена также и работа над единым пособием по истории для неисторических направлений подготовки, чтобы, с одной стороны, не уводить внимание от профильных предметов, а с другой – необходимый минимум знаний студенту дать.

Подход к истории очевиден и вряд ли нов: упор на историю России с небольшой необходимой долей мировой истории. Здесь стоит отметить, что в отличие от многих зарубежных стран курсы истории мира и отечества идут параллельно в средних школах. Но зачастую это просто два потока информации о событиях, персонах и датах. Предлагается комбинированный курс, к примеру, изучение вклада Советского Союза в ход Второй мировой войны или роль России в Венской системе международных отношений.

К слову, в технических вузах предлагается сделать дополнительный экскурс в так называемую отраслевую историю. В региональных вузах в курс истории будет введена история региона. Для этого в том числе создаются рабочие группы на базе региональных отделений Российского исторического общества. Вся идея содержательной стороны нового образовательного стандарта состоит в преодолении вакуумности и формализма в преподавании. История края – это часть истории всей страны, которая в свою очередь не существует сепаратно от мировых исторических процессов.

Разумеется, происходящие у юго-западных границ России процессы влияют на пересмотр концепции преподавания истории. Предлагается ввести единую концепцию истории Украины, поскольку, как полагает академик Чубарьян, в других странах, и в Украине в том числе, она преподносится искаженно. В том числе учебные заведения Донецка и Луганска получат подготовленные для них пособия по российско-украинским отношениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте