Министр образования Москвы Исаак Калина дал пресс-конференцию для журналистов. На встрече, что называется, лицом к лицу, руководителю Департамента образования задавали много вопросов, но главной темой была все же зарплата московских учителей в новом учебном году.
– Исаак Иосифович, в учительской среде немало волнений по поводу того, что будут отменены так называемые лужковские надбавки, и в результате зарплата существенно уменьшится. Есть ли основания для таких волнений и какой будет зарплата педагогов?- Я не очень понимаю, почему московские надбавки называют по имени конкретного человека, потому что если мы имеем в виду постановление правительства №523, то никаких дополнительных средств там выделять не предполагали. Просто у школ до этого был так называемый надтарифный фонд, который они имели право распределять самостоятельно, а в соответствии с этим постановлением у школы отобрали право что-либо самой распределять и все расписали. Если у учителя есть такое-то звание, ему обязаны платить столько, если другое – то столько. Знаете, как учителю, имеющему всевозможные звания, мне лично было бы выгодно в связи с этим иметь различные надбавки. Но я себя помню выпускником вуза, молодым учителем, имеющим стаж работы пять лет, учителем среднего возраста, чьи ученики показывали высокие результаты в обучении, побеждали на предметных олимпиадах. В то время школа не могла повысить мою зарплату, потому что ей надо было ждать, когда я постарею на 25 лет. От школы повышение моей зарплаты совершенно никак не зависело. Новая система оплаты труда, на которую уже перешли 125 московских пилотных школ, возвращает коллективу право самому участвовать (естественно, с соблюдением всех законодательных норм, так как каждый директор юридически ответственное лицо и не будет нарушать установленные правила) в распределении того огромного дополнительного ресурса, который сегодня приходит в школу. Так что если вы дали имя былым надбавкам, то, может быть, теперь скоро дадите уже нынешнее имя и дополнительному финансовому ресурсу, который составляет 15 млрд рублей на 2012 год (только школам) и 5 млрд рублей детским садам на дополнительный фонд оплаты труда?- Как будет определена зарплата учителя?- Очень подробная методика новой системы оплаты труда размещена на сайтах Правительства Москвы и Департамента образования. Эту методику еще до ее утверждения очень внимательно изучали директора и председатели профсоюзных первичных организаций тех школ, которые первыми вошли в пилотный проект. Ничего сверхсложного, я бы сказал, в методике нет, но еще раз подчеркиваю: там нет жесточайших указаний школе о том, что независимо от того, какие результаты реально дает учитель Калина, нужно платить ему больше всех, потому что у него есть звание заслуженного учителя РФ, почетного работника общего образования РФ, медаль Ушинского и много чего еще. Это некая система справедливости, которая дает возможность коллективу образовательного учреждения с участием управляющего совета самому решить, кто же сейчас вносит наибольший вклад в результат деятельности школы. Давайте не будем разрывать систему финансирования с системой оплаты труда, они логически между собой связаны. Если деньги в школу приносит приходящий в нее ученик, то соответственно и внутри школы деньги должны распределять пропорционально приносящим эти деньги ученикам. Поэтому нормативно-подушевое (я не люблю это название и как педагог, а не финансист, предлагаю всегда свое – личностно ориентированное) финансирование дает школе деньги на обучение конкретного ученика. Ровно так же сориентирована система оплаты труда, она тоже личностно ориентированная: хорошо учим человека, получаем достаточные стимулирующие надбавки. При этом в постановлении Правительства Москвы №86 очень жестко записано: ни у одного учителя (если у него не снизилась нагрузка) не может быть уменьшена заработная плата. Поэтому учителей, у которых уменьшится зарплата при прежней нагрузке, в Москве не будет. Более того, зарплата педагогов с учетом того дополнительного финансового ресурса, который приходит, естественно, может только увеличиться. Но увеличиваться она будет в зависимости от того результата, от того вклада, который педагоги вносят в общий результат деятельности школы, благодаря которому школа становится интересной семье, и семья приводит туда своего ребенка. Вот то основное, что сегодня нужно знать каждому московскому учителю. Я бы сказал так: не к фамилиям привязано финансирование системы образования, а к детям, к семье. По сути дела, Правительство Москвы, вводя нормативно-подушевое финансирование, передает деньги на образование в руки семье, а дальше семья приносит эти деньги в школу, только за ребенком, пришедшим в школу, приходит бюджетное финансирование. Вот почему я называю его личностно ориентированным.- Будут ли учителя тоже считать финансирование личностно ориентированным? – Придите на педсовет в школу и послушайте, о чем говорят педагоги – о личностно ориентированном образовании. Если в это время финансирование строится по другим принципам, то это начинает входить в противоречие, ведь сегодня и финансирование у нас начинает быть ориентированным на личность ребенка. Поэтому семья, по сути дела, становится важнейшим заказчиком, через семью деньги поступают в школу. Поэтому теперь можно говорить, что Правительство Москвы заказывает у школ образование для конкретных семей, которые пришли в эти школы. – Вы говорите о результативности работы учителя, а каковы критерии оценки его деятельности? Повлияет ли на его зарплату степень важности того предмета, который он преподает?- Для того чтобы мы понимали друг друга, нужно услышать одну фразу: «Переход на нормативно-подушевое финансирование резко снижает роль чиновника и на порядок, а может быть, и на два, повышает роль коллектива школы, родительского сообщества и, конечно, руководителя этой школы». Поэтому сегодня сказать, что во всех полутора тысячах школ Москвы будут абсолютно одинаковые критерии оценки деятельности учителя, будет неправдой, будет неправильным. Но есть опять же постановление Правительства Москвы №86 – достаточно серьезная рекомендация, которой школы могут воспользоваться и пользуются как базой, как основой для оценки деятельности учителя, но при этом у каждой школы появляются свое лицо, свои критерии, свои приоритеты. Понятно, я надеюсь, что если эта школа – химический лицей, у которого главная задача углубленное изучение химии, то, наверное, приоритетным предметом будет химия, если это школа со спортивно-физкультурным уклоном, то, наверное, приоритетным предметом будет физическая культура, если школа и дети, которые в нее приходят, заинтересованы в неком современном технологическом образовании, то, наверное, приоритетным будет предмет «Технология». Я очень надеюсь, что школы Москвы в ближайшие годы все-таки всерьез реализуют задачу профильного обучения, которое так нужно каждому старшекласснику и каждой семье, когда ребенку будет предоставлена возможность выбора того профиля, которым он больше всего интересуется и в рамках которого получит реализацию своего интереса. Что касается обычной массовой школы, где нет специализации, то, думаю, коллектив такой школы примет решение особо не выделять какие-либо предметы, собственно, так в рекомендациях и указано. Я надеюсь, что ни один коллектив (это его право) не будет устанавливать никакой приоритетности предметов. Хотя трудно не согласиться (не потому что я учитель математики, а потому что так страна решила) с тем, что есть два обязательных предмета в рамках ЕГЭ – русский язык и математика, поэтому, надеюсь, что коллективы школ адекватно отнесутся к тому, что есть только по двум предметам учителя, чьи ученики стопроцентно проходят государственную проверку, диагностику в виде ЕГЭ. – Вы говорите о пилотных школах, а в обычных школах все сохранится по-старому: надбавки молодым учителям, доплаты пенсионерам, за звания и так далее? – Во-первых, все надбавки за качественную работу и у молодых, и у пенсионеров, и у заслуженных учителей сохранятся и в тех школах, которые вошли в пилотный проект, и в тех школах, которые в нем не участвуют. Просто в пилотных школах они теперь входят в общую заработную плату, а не вычленяются. Сумма финансирования пилотной школы увеличилась, поэтому нет никаких финансовых оснований для того, чтобы что-то уменьшать. Школы, не вошедшие в пилотный проект, не меняют системы оплаты труда до вхождения в него. – Вы говорите о роли коллектива и его правах, но учительский коллектив не единодушная масса, у каждого педагога по разным проблемам может быть и разное мнение. Как добиться консенсуса и что будет, если этого не произойдет? – Это очень важный вопрос. Каждый учитель работает на детей. Результат образования ребенка в школе – результат работы педагогического коллектива, потому что образование дети получают не на каком-то отдельном уроке. Образование – это все, что человек впитывает, находясь в этой школе, начиная с внешнего вида этой школы, с того, каким тоном разговаривает охранник на входе в школу, с того, как с детьми и родителями разговаривает классный руководитель, поэтому успеха достигнут только те коллективы, которые в самом деле сумеют консолидироваться, быть правильными, важными, нужными московским семьям. Коллектив, разделенный на предметные квартиры, поверьте мне, прошедшему путь учителя, завуча, директора школы, – это малополезный коллектив. Мы сейчас очень большую работу ведем с профсоюзом – я благодарен Московскому горкому Общероссийского профсоюза образования, который принимает активнейшее участие в подготовке коллективов к работе в новых условиях, потому что понимаем: без консолидированной позиции коллектива будет очень сложно добиться ощутимых положительных результатов. У нас есть Наблюдательный совет за реализацией пилотного проекта, его возглавляют уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и председатель Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков. В этом совете нет ни одного чиновника, а есть депутаты, журналисты, бизнесмены, эти люди уже побывали в конкретных школах, встречались с коллективами этих пилотных школ, сделали вывод о том, что меняется характер отношений в коллективах, которые начинают понимать: нужно работать на общий результат.- Сегодня мы знаем размер средней зарплаты учителей в Москве. А есть ли прогноз, как она изменится в ближайшее время? – По нашим прогнозам, зарплата педагога в Москве возрастет к концу следующего учебного года, когда все школы уже перейдут на новые условия финансирования, на 18 процентов. Не секрет, что у школы есть и внутренние резервы: в прежние годы все ОУ старались иметь 8-9 и даже 11 заместителей директора, так как других способов выбить из чиновников увеличение фонда оплаты труда не было и приходилось раздувать штатное расписание. Выбил 11 ставок для заместителей директора – получил соответствующий фонд оплаты труда, не выбил – не получил. Как только фонд оплаты труда перестал зависеть от чиновников и стал зависеть от ребенка, то есть стал личностно ориентированным, вдруг оказалось, что директору школы не нужно иметь 11 заместителей, что, оказывается, ему и шести замов вполне хватает. Это тоже тот фонд оплаты труда, который от администраторов переходит к педагогам. Все это сегодня предугадать и просчитать до копеек невозможно, но мы уверены, что повышение, по нашим прогнозам, составит 18%, а в реальности может быть и выше.- Вы говорите, что, с одной стороны, зарплата не будет понижена, если не изменится нагрузка, но раньше учителю доплачивали за внеклассные занятия, за консультации, факультативы, которые были после уроков. Сразу возникает вопрос: будут ли родители платить за эти занятия? Есть случаи, когда заслуженный учитель, работавший во второй половине дня, получал 60 тысяч рублей в месяц, а что будет дальше, он просто не знает.- Могу сказать, что этот учитель точно работает не в школе – участнице пилотного проекта, иначе он был все знал, в том числе, что его зарплата не уменьшится. Не считайте, что Правительство Москвы не может предугадать некоторые вещи: в постановлении №86 жестко записано, что образовательное учреждение, участвующее в пилотном проекте, не может сократить объем бюджетных услуг, оказываемых гражданам до вступления в «пилот». Поэтому не могут школы отменить те бесплатные для москвичей кружки, секции, факультативы, которые в этом ОУ были ранее. За этим как раз очень жестко следит Наблюдательный совет, наши финансисты и контролеры. Все, что в таких школах было бесплатным, таковым и останется. Более того, я уверен, что оно будет расширяться на основе потребностей родителей, потому что мы понимаем: сегодня школа кровно и органично заинтересована в том, чтобы быть нужной людям. Если население просит, условно говоря, бесплатную секцию бадминтона (ничто так сильно, как игра в бадминтон, не укрепляет зрение), то такая секция будет создана, ибо у директора есть финансовые основания, чтобы это педагогическое решение было принято. Продолжение темы читайте в следующем номере.
Комментарии