search
main
0

Новая реальность

Будь готов к неожиданностям

Дебаты о достоинствах и недостатках дистанционного обучения по сравнению с очным ведутся во всем мире уже пару десятилетий, последние два года лишь придали теме небывалую остроту. Раньше вопрос об использовании Интернета вставал в отдельных случаях, например, при болезни, травме, препятствующих посещению учеником школы. Теперь же речь идет о массовом переходе на дистант в связи с пандемией. За «отчетный период» накопился достаточный опыт для наблюдений, обобщений и выводов.

Давайте посмотрим на привычную триаду «учитель – ученик – родитель» в новом ракурсе.

Учитель. Перед какими новыми вызовами оказывается педагог? Во-первых, большая часть наших отечественных учителей уже имеют огромную нагрузку, потому что на традиционную ставку 18 часов не проживешь. Большие зарплаты получают только в Москве. В регионах цифры немного разнятся – от 8-9 до 15-20 тысяч, но отнюдь не 100-150 тысяч. Люди ведут 25-30-40 часов в неделю, чтобы получать 25-30 тысяч рублей. Многие занимаются репетиторством, то есть к непомерной школьной нагрузке прибавляется еще довольно большое количество часов. За двойную работу нужно платить двойную зарплату.

Моральная проблема налицо. Находясь в классе, учитель постоянно контролирует происходящее в ауди­тории. Находясь у экрана, вещая в виртуальное пространство, видя только лица детей на экране (размером с почтовую марку) или не видя их вообще, учитель не знает, что же реально происходит на таком занятии. Или, напротив, видит слишком много, например папу в пижаме или маму, с интересом наклонившуюся к экрану компьютера.

Помимо причин материального, финансового характера существуют методические проблемы. Средний возраст наших педагогов неумолимо приближается к пенсионному, а это чаще всего означает, что далеко не все могут освоить многочисленные образовательные платформы, справиться с обилием электронного документооборота. Даже те, кто обучился на лету всем необходимым новым навыкам, признаются, что рабочий день при дистанционном обучении составляет 13-16 часов. То есть времени на себя, на семью, а то и на сон просто не остается. И это при малой оплате труда.

Общая проблема учителей и родителей – снижение уровня знаний учащихся.

Ко мне домой постучался юный сосед: у него дома компьютер завис, а их перевели на дистант. Можно, он посидит у меня? Можно. Включаю компьютер, помогаю ему войти в Zoom, показываю, где кликать.

Согласно устойчивым данным мировой статистики 85% школьников отвечают одинаково на вопрос о том, зачем ходят в школу: общаться со сверстниками. В последние два года наметилась и другая тенденция, дети прямо говорят о том, что им не хватает живого общения с учителями: «С Марьиванной на перемене всегда можно было поговорить!» Впрочем, требования Роспотребнадзора исключили само понятие «перемена». Дети должны весь день находиться в классе, на переменах не общаться друг с другом. Педагоги вынуждены бегать из кабинета в кабинет, таская с собой все учебные пособия, тетради и т. д. В их обязанности входит проверка температуры школьников на входе в школу, что в Сибири, например, уже создает громадные проблемы: держать взрослых и детей на крыльце при минус 20-30 градусах – значит подвергать и тех и других опасности простуды, заболевания. Школьники проходят внутрь здания по одному, дежурный учитель стоит на морозе, на сквозняке довольно долго. Учителя также должны водить детей мыть руки и есть по строгому графику, накрывать столы и убирать посуду. Сами перекусить не успевают.

Лирическое отступление: а вы можете себе представить картину, когда один взрослый выводит из класса строем 25 учеников начальной школы, приказывает им соблюдать дистанцию 1,5 метра, подводит их к двум раковинам и дает указание за 20 секунд вымыть руки? И дети послушно все выполняют, не брызгаются, не замирают, глядя в окно или на самую красивую девочку в классе… При дистанционном обучении общение, нормальная социализация детей фактически сведены на нет.

Участие родителей в школьной жизни – важнейшая часть образовательного процесса, условие, без которого нормальное течение событий невозможно. Дети в школе находятся под присмотром. Домашние задания сделаем, классному руководителю поможем, ремонт проведем, костюмы к празднику возьмем напрокат. Да, в каждом классе есть родители, которых учителя не видят годами. Но есть достаточно много людей ответственных, которые помогают классному руководителю. У меня трое детей, и я прекрасно знаю, как много делают активные родители, какую роль в школьной жизни играет родительский комитет или совет. Сама писала сценарии, репетировала постановки к праздникам, возила учеников на экскурсии, олимпиады и конкурсы, часто на машине, предоставленной кем-то из родителей.

Сейчас, как только произошел переход на дистанционное обучение, все родители оказались перед необходимостью обеспечивать постоянный присмотр за детьми дома. Если учитель имеет семью, своих детей, которые постоянно нуждаются в его или ее помощи, иной раз просто для того чтобы включить нужную программу, учитель может не выдержать и уволиться.

– Дистанционное образование – наша новая реальность, а потому, мне кажется, нужно обратить большое внимание на нужды учителей. У всех ли дома есть компьютер и подключение к Интернету? Могут ли они самостоятельно оплачивать расходы? Разве можно требовать от них покупки оборудования и оплаты растущих счетов за электричество? Удивительно, но факт: без электричества машинки не работают.

– Нужно проверить, что именно видно на экране, когда вы ведете урок онлайн. Если видна ваша обстановка, ваши родные находятся в той же комнате, школьники будут постоянно отвлекаться на посторонние вещи. То же самое относится к рабочему месту учащихся.

– Всегда нужно быть готовым к неожиданностям. «Маме нужно было срочно поехать на работу, это мой младший брат (сестра)», «А можно моя собака с нами побудет?», «У нас все заболели, что делать?».

– 40 минут у компьютера не очный урок. Выбирайте самое существенное, то, без чего, по-вашему, нельзя обойтись при введении новой темы, на контрольной работе. Уберите повторяющиеся упражнения, оставив самые важные. Записывайте возникающие сложности, будь то проблема с техникой или методическая задача. Не тратьте на них время по ходу урока, вам и так приходится концентрироваться в несколько раз сильнее, чем в классе. Посмотрите потом.

– Дистанционный урок не равняется очному уроку. Повторяйте это себе каждый раз перед виртуальной встречей с вашим классом.

Сложностей при любом раскладе очень много, и пока окончательных решений не предвидится. Стоит помнить, что речь идет о нашем будущем. В наших силах его потерять или построить.

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте