search
main
0

Новая программа правительства по развитию России на ближайшее десятилетие серьезно изменит систему образования.

– Есть два подхода к развитию образования. Некоторые философы, начиная с Маркса, говорили, что образование как сфера нематериального производства вторична по отношению к экономике. То есть будет хорошая экономика – будет и хорошее образование. Но эта связь не так прямолинейна. Скажем, есть пример США, средняя школа которых, несмотря на хорошую экономическую ситуацию, плохо котируется в мире. Другой подход – чтобы поднять экономику, надо вложить деньги в человеческий капитал и с его помощью поднимать государство. Здесь тоже диалектика. Возьмем, например, бедную африканскую страну, где людям нечего есть, а мы им говорим: вот вы отдайте все на образование, дети вырастут и потом вас накормят. Они просто вымрут все до результатов вложений в школу! Поэтому истина где-то посередине: нельзя построить сильное государство без хорошего образования, но и без эффективной экономики образование не сможет развиваться достаточным образом.

Да, действительно, мы планируем масштабные перемены, программа первоочередных мер Правительства России на полтора года на каждый месяц описывает конкретные шаги, которые должны быть сделаны, вплоть до поправок в законодательство. Впрочем, правительство подходит ко всем новшествам разумно. В частности, в области образования принята линия, что без проведения экспериментов и гласного обсуждения их общественностью нельзя спускать сверху любые придуманные в кабинетах решения. Речь идет и о едином национальном экзамене, и о государственных именных финансовых обязательствах, основанных на принципе ╚деньги следуют за учеником╩ . Эти новации не могут быть введены в масштабах всей страны в одночасье, пока мы не отработаем все механизмы, как говорится, не постелим солому в каждом опасном месте.

Самое главное, что удалось сделать в Программе, – это поставить во главу угла вопросы образования. Первый раздел – социальная сфера, а в нем первое место отдано нашей отрасли. Это не просто редакционная уловка. В Программе ясно провозглашен лозунг о том, что модернизация российской экономики и становление гражданского общества должны опираться на модернизацию системы образования. Это накладывает и определенную ответственность. Мы должны решать не только узкоотраслевые задачи, но готовить действительно образованных граждан и квалифицированных специалистов.

Хочу отметить, что, несмотря на всю прагматичность, Программа получилась социально ориентированной. Она не только изыскивает способы экономии, но и определяет стратегические вложения, в частности в систему образования. Вклад должен быть, во-первых, направлен на увеличение заработной платы работников образования, на ее рост опережающими темпами, во-вторых – на информатизацию всех уровней образования, в первую очередь школ.

Конечно, можно пожалеть, что в окончательном варианте Программы нет конкретных цифр по росту заработной платы в ближайшие годы. Но и с честной позицией председателя правительства Михаила Михайловича Касьянова тоже нельзя не согласиться. Он заметил, что надо не прожектами заниматься, выстраивая графики на десятилетия, а конкретно обеспечивать результаты в более короткий срок – полтора года, а затем принимать новую программу, определять новые рубежи на следующие 2 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте