search
main
0

Новая позиция. Тьюторство в России существует всего 16 лет

Томск – особый город, славящийся своими мощными научными школами, сильным вузовским и школьным образованием. Здесь не боятся быть непохожими на других, ищут, экспериментируют, пробуют. За словом «инновации» тут стоят конкретные образовательные программы, реальные достижения учеников и педагогов, победы на олимпиадах различного уровня. Сегодня мы публикуем размышления двух томских руководителей общеобразовательных учреждений.

Что можно сделать, чтобы индивидуальные образовательные возможности учащихся расширились, как это предполагает новый  федеральный государственный стандарт?  Для реализации этого необходима позиция педагога, который обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает по индивидуальной траектории и помогает использовать образовательные ресурсы за пределами образовательного учреждения. Это тьюторская позиция, которую мы выбрали для себя. Учитель отвечает за предметное обучение, психолог корректирует психологические особенности учащихся,  классный  руководитель организует класс. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.Томск стал одним из первых городов, где освоили тьюторскую практику в инновационных школах. В европейском образовании история тьюторства насчитывает несколько веков, а в России всего 16 лет. Именно тогда в Томске появились первые в стране школы, в том числе наша «Эврика-развитие», использующие тьюторскую идеологию и занявшиеся разработкой соответствующих технологий, стали проводиться всероссийские тьюторские конференции. Тьюторская деятельность направлена на создание условий для становления субъектной позиции учащегося – умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения, на помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих достижений. Тьютор помогает в самоопределении относительно дальнейшего обучения и построения программ образования. Он организует события, нацеленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, социальную идентификацию подростков и их конфликтную компетентность, включает ребенка в проектную, игровую, авторскую  деятельность. Организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся, проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей. Благодаря участию тьютора во взрослении ребенка тот сможет анализировать эффективность своих проб и продуктивность переходов от пробного действия к результативному, осуществлять рефлексию своего образовательного движения.У  управления школой, ориентированной на  тьюторское сопровождение,  появляются новые задачи. Введение в образовательную программу таких ценностей, как детская активность, работа с пониманием, формирование образовательного опыта, учебной самостоятельности учащихся, требует тьюторской поддержки детских действий. Однако при этом воплощение новых подходов вступает в противоречие с традиционными установками школы на обучение по образцу и алгоритму, исполнительскую позицию учащихся. Поэтому основная задача управленческой команды школы – создать систему работы, которая бы сочетала инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов-тьюторов с анализом и планированием. Основные задачи управления в школе – создание условий для тьюторских проектов, организация пространства общения и  анализа для тьюторов,  оформление функционала тьютора – могут  быть решены через включение целей и результатов тьюторской работы в образовательную программу школы: создание структуры тьюторского совета или методического объединения тьюторов.Следующим шагом развития тьюторской работы должно стать ее нормативное оформление. Эти задачи решаемы, если внести изменения в устав ОУ, создать должностные обязанности, разработать программы работы, внести изменения в учебный план, используя школьный компонент для создания условий индивидуализации, разработав положения о мероприятиях в поддержку индивидуализации. И наконец необходимо создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы тьютора. Для этого можно использовать разные варианты. Во-первых, это может быть организация платных дополнительных образовательных услуг по тьюторству. Во-вторых, можно ввести должность тьютора в штатное расписание. В-третьих, внести нагрузку педагога-тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда. В-четвертых, можно разработать показатели качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат.В любом случае  тьютор назначается на должность директором школы,  закрепляется за отдельным учащимся или   группой учащихся. Назначаются тьюторами  обычно педагоги общего и дополнительного образования. Для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединены в методическое объединение. Введение тьюторства в штатное расписание школы, как это сделано у нас, позволяет оплачивать эту работу из бюджетных средств. Если концепция или программа развития ОУ предусматривает организацию профильного обучения в старшей школе по индивидуальным программам, то можно ввести должность педагога-тьютора в раздел «Педагогические работники» штатного расписания.  Если концепция школы  включает задачи индивидуализации, то могут быть два варианта организации тьюторской деятельности и ее оплаты. Например,  выделение часов на тьюторскую работу по сопровождению индивидуальных траекторий учащихся из внеаудиторной части фонда оплаты труда. Если же эффективность индивидуализации связывается с тем, что все педагоги школы реализуют тьюторскую позицию каждый на своем месте,  то тьюторскую работу можно регламентировать и оплачивать из фонда стимулирующих доплат фонда оплаты труда. Тогда нужно разработать показатели качества тьюторской работы, систему самоанализа результатов его работы  и систему экспертной оценки качества. На основе этого оценивать результаты и эффекты тьюторской работы в баллах и устанавливать ежемесячные премии педагогам, реализующим тьюторскую позицию.​Людмила ДОЛГОВА, директор средней школы «Эврика-развитие», председатель томской региональной общественной организации «Ассоциация инновационного образования»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте