Современное образование стремительно обновляется. Речь идет не только о содержании образования. Появляются новые формы получения образования, методы, технологии, изменяется характер организации и управления в образовательной сфере. Все это требует не только научно-педагогического, финансового, технического обеспечения. Одной из важнейших, требующих скорейшего решения проблем современного образования является поиск соответствующих его многонаправленному обновлению правовых основ. Законодатели всех развитых стран ищут такие правовые нормы, которые бы помогли образованию привлечь дополнительные финансовые средства, поддержать талантливых педагогов и ученых, гарантировать право каждого на качественное образование.
В этой работе законодателям помогают сами педагогические работники, в том числе сотрудники юридических вузов и факультетов. С этой целью в Институте педагогической юриспруденции Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) 14-16 ноября 2002 г. состоялась крупная, уже вторая по счету (первая была ровно год назад) Межрегиональная научно-практическая конференция “Образовательное право и правовое образование: теоретические и практические аспекты обеспечения единого правового пространства в сфере образования”. В ее работе приняло участие около 150 ученых-юристов, работников высшей, средней специальной, общеобразовательной школы, руководителей органов управления образованием, студентов из 25 городов Российской Федерации 14 субъектов Российской Федерации. Во время работы конференции было выслушано 12 больших научных докладов и более 40 сообщений.
Среди вопросов, вызвавших особый интерес участников конференции, прежде всего отметим международные тенденции обновления управления образованием, статус педагогических работников, ответственность родителей за образование их детей. Бурные дискуссии развернулись по вопросам, связанным с определением степени соответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному образовательному законодательству, а также с конституированием новой отрасли права – образовательного права.
На конференции присутствовал известный и самый последовательный сторонник новой отрасли права зав. отделом Российской академии правосудия, профессор, доктор юридических наук В.М. Сырых (г. Москва), сделавший несколько докладов по сравнительно-правовой проблематике и по наиболее дискуссионным аспектам теории образовательного права.
Профессор В.М. Сырых возглавляет авторский коллектив разработчиков проекта Образовательного кодекса Российской Федерации. Новый кодекс, призванный заменить ныне действующие законы “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, поможет снять их внутренние противоречия, противоречия между ними и другими законами Российской Федерации, устранить пробелы, систематизировать эффективно действующие нормы. В авторский коллектив разработчиков проекта кодекса входит и директор Института педагогической юриспруденции, кандидат юридических наук Д.А. Ягофаров. Этот Институт, уже шестой год существующий в Российском государственном профессионально-педагогическом университете г. Екатеринбурга, успешно готовит преподавателей правовых дисциплин для учебных заведений России, юристов в сфере образования, правозащитников.
В центре внимания участников конференции находились и вопросы совершенствования правового образования. Этой теме была отведена работа большой ее секции. Все были единодушны в необходимости дальнейших усилий по убеждению общественности и властей в действительном признании права приоритетной ценностной основой современного общества.
Материалы конференции будут опубликованы отдельным сборником, с самыми интересными из них читатели смогут познакомиться на страницах “Образовательного права”.
По итогам конференции были выработаны рекомендации руководителям и педагогическим работникам системы образования, которые мы предлагаем вашему вниманию.
Члены оргкомитета конференции
Д. ЯГОФАРОВ
А. КИСЛОВ
Рекомендации
2-й Межрегиональной научно-практической конференции-семинара “Образовательное право и правовое образование: теоретические и практические аспекты обеспечения единого правового пространства в сфере образования”
Участники научно-практической конференции-семинара, собравшиеся из 25 городов 14 субъектов Российской Федерации,
сознавая стратегическую значимость образования в судьбах страны, мира, каждого человека,
признавая, что право на качественное образование вошло в число самых важных, социально и личностно значимых прав человека,
исходя из приоритетности задачи формирования высокой правовой культуры, стоящей перед современной системой образования.
отмечая первостепенную роль законодательства в состоянии дел и развитии современного образования,
обращая внимание на необходимость совершенствования образовательного законодательства на базе новейших достижений правовой и педагогической науки,
учитывая сложности реализации конституционного положения об образовании как вопросе совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
намереваясь активизировать усилия по правовому образованию всех участников образовательных отношений, особенно обучающихся общеобразовательных учреждений, а также по совершенствованию всех аспектов правового регулирования управления образовательными отношениями;
выслушав и обсудив двенадцать пленарных докладов и более сорока сообщений участников конференции-семинара, совместно выработали настоящие Рекомендации для руководителей системы образования, педагогических работников, родителей, попечителей, юристов, всех, кто солидарен с нами в понимании важности поднятых и обсужденных на конференции проблем:
1. Ключевой проблемой в сфере образовательного права является определение его качества и путей достижения высокого уровня качества образования и законодательного их обеспечения.
2. Важнейшей проблемой российского законодательства, требующей своего скорейшего решения, остается соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному образовательному законодательству и обеспечение тем самым единства образовательного пространства Российской Федерации.
3. Значительным потенциалом, способствующим решению проблемы обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, обладает путь кодификации образовательного законодательства, в связи с чем следует признать настоятельно необходимой и своевременной подготовку проекта Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, который бы систематизировал эффективно действующие нормы федерального законодательства по вопросам образования, устранил имеющиеся проблемы и противоречия в нормативно-правовом регулировании отношений в сфере образования, привел законодательство Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, отразил существующую практику правового регулирования образовательных отношений, а также закрепил механизм, способный обеспечить реальное действие права граждан Российской Федерации на образование.
4. В целях формирования единого правового пространства и обеспечения реального равноправия граждан на образование независимо от их места проживания и обучения участники конференции считают обоснованным и своевременным рекомендовать Минобразованию России, органам управления образованием субъектов РФ и муниципальным органам управления образованием:
Министерству образования Российской Федерации:
активизировать процесс сравнительно-правового анализа образовательного законодательства субъектов Российской Федерации и актов образовательного правотворчества муниципальных органов на предмет их соответствия федеральному законодательству об образовании;
регулярно разъяснять органам управления образованием субъектов Российской Федерации в сфере образования и муниципальным органам управления образованием их компетенцию в области образовательного правотворчества;
подготовить методические рекомендации по вопросам проектирования законов субъектов Российской Федерации и актов правотворчества муниципальных органов, а также иных нормативно-правовых актов в области образования;
активнее реализовывать систему повышения квалификации работников органов управления образованием, занимающихся подготовкой проектов законов и иных нормативно-правовых актов;
организовать обсуждение широкой педагогической и юридической общественностью страны проекта Кодекса Российской Федерации об образовании в печати, на научных конференциях и семинарах; при доработке проекта его разработчикам максимально полно учесть замечания и предложения, высказанные в ходе обсуждения.
организовать проведение ежегодных всероссийских научно-практических конференций по проблемам совершенствования федерального, регионального законодательства и муниципального правотворчества в области образования на базе Института педагогической юриспруденции и Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Министерствам (департаментам, управлениям) образования субъектов Российской Федерации, муниципальным органам управления образованием:
провести самоанализ соответствия регионального законодательства, муниципальных нормативно-правовых актов по вопросам образования федеральному законодательству, по итогам которого организовать научно-практические семинары с участием ученых-юристов, руководителей региональных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти и органов управления образованием;
разработать предложения по совершенствованию регионального законодательства и актов муниципального правотворчества в области образования;
организовать циклы научно-практических конференций, семинаров по вопросам совершенствования регионального и муниципального правотворчества в области образования, в том числе по обсуждению проекта Кодекса Российской Федерации об образовании;
активизировать системные усилия по повышению качества и эффективности различных аспектов правового образования, особенно образования в области прав человека, в том числе права на образование; принять меры по включению в национально-региональные компоненты государственного общеобразовательного стандарта дисциплины “Право” (“Правоведение”).
5. Требуют широкомасштабной государственной и общественной поддержки теоретические, сравнительно-правовые и прикладные исследования по образовательному праву, чему может активно способствовать создание региональных Центров изучения проблем образовательного законодательства. В этой связи участники конференции-семинара рекомендуют руководству Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) по согласованию с руководством Уральского федерального округа и администрацией Свердловской области создание Уральского центра образовательного законодательства на базе РГППУ, а Центру образовательного законодательства Минобразования России оказать научно-методическую и организационную помощь в его создании.
6. При разработке теоретических основ образовательного права необходимо опираться на комплекс правовых, психолого-педагогических и социально-экономических наук. В качестве важнейшей теоретической проблемы образовательного права следует указать определение юридической специфики договора на образование.
7. Настоятельно необходимо кадровое обеспечение системы образования Российской Федерации специалистами в области образовательного права, чему активно должно способствовать развитие подготовки специалистов по специальности 032700 – Юриспруденция и реализация соответствующих образовательных программ высшего профессионального образования.
8. Программы высшего профессионального образования по специальности 032700 – Юриспруденция нуждаются в опоре на обновленный вариант соответствующего государственного образовательного стандарта, который бы определенно устанавливал право специалистов на работу в образовательных учреждениях всех типов и видов. Для этого целесообразно по данной специальности установить квалификацию “Преподаватель права” либо “Юрисконсульт. Преподаватель права”. В обновленном государственном образовательном стандарте по специальности 032700 – Юриспруденция необходимо усилить блок социально-гуманитарных дисциплин, в том числе непосредственно направленных на формирование высокого уровня коммуникативной культуры будущего специалиста.
9. Необходимо разработать и ввести такие новые специализации по специальности 032700 – Юриспруденция, как: теория и методика преподавания права; ювенальное право, юридическое делопроизводство.
10. Нерешенной проблемой, мешающей качественной подготовке специалистов в сфере образовательного права, является отсутствие координации работы вузов, ведущих образовательную деятельность по специальности 032700 Юриспруденция. В ее решение значительный вклад должно внести Учебно-методическое объединение по педагогическим специальностям.
11. Решению проблемы кадрового обеспечения системы образования специалистами в сфере образовательного права будет способствовать их подготовка и в учреждениях среднего профессионального образования, прежде всего в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования, а также в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов.
12. Нерешенной остается проблема правового образования различных категорий населения, в том числе самих работников системы образования. Ее решению может способствовать не только дальнейшее совершенствование образовательных программ различной направленности и различных уровней, но и организационные инициативы педагогов, в частности создаваемые в стране ассоциации учителей права.
13. Требует своего активного обсуждения проблема повышения социального, в том числе правового, статуса педагогического работника Российской Федерации. Среди вариантов решения этой проблемы заслуживает своего внимания предложение о придании педагогическим работникам статуса публичных служащих Российской Федерации.
14. Требует внимания юристов, руководителей системы образования, педагогов разработка концепции юридической ответственности родителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению детям условий для получения обязательного основного общего образования.
15. Повышению профессионального уровня педагогических и руководящих работников системы образования, уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса будет способствовать введение в учебные планы профессионально-педагогических образовательных учреждений дисциплины “Образовательное право”.
16. Повышению эффективности и уровня системности правового образования в образовательных учреждениях будет способствовать создание и последующая координация региональных ассоциаций учителей (преподавателей) права.
17. Считать приоритетным направлением в правовом образовании усилия по совершенствованию содержания, форм и методики правового воспитания молодежи, особенно учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, активизации усилий по выявлению и профилактике молодежного нигилизма.
Комментарии