Пьесу «Бесприданница» Островский закончил в 1878‑м, писал четыре года, но осенние премьеры в Москве и Петербурге провалились, успех к любимому детищу драматурга пришел лишь через десять лет после его смерти, во второй половине 1890‑х. И связан был с именем Веры Комиссаржевской, исполнившей роль Ларисы в Александринском театре 17 сентября 1896 года. С момента создания пьесы прошло 18 лет, и сама эпоха вдохнула новую жизнь в образ героини. Актриса первой увидела в Ларисе не провинциальную львицу, а страдающую женщину, хрупкую и застенчивую. Она была неяркой на сцене, но уже в третьем акте заворожила всех. Благодаря своей игре исполнительница вернула «Бесприданницу» на столичную и провинциальную сцены.
Комиссаржевская играла Ларису отлично от написанной Островским: в ее героине не было типичных цыганских черт, отпечатка старой провинции. Критики отмечали, что актриса с первой фразы «Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне» поднимала внутренний мир девушки, упавшей до положения «дорогой безделушки, на которую бросают жребий», на неизмеримую духовную высоту. Кому-то она вообще казалась «белой чайкой», как Нина Заречная, а все потому, что исполнение Комиссаржевской было «надбытовым». Лариса – образ сложносочиненный и пребывает как бы в двух мирах: в своем воображении и в обстоятельствах, в которые ее вовлекают поклонники-хищники. Нет сомнения в том, что игра Комиссаржевской на век с лишним стала эталоном для интерпретаторов пьесы на сцене и на экране. Но с тех пор прошло 126 лет, и современному зрителю давно должен был быть явлен новый образ Ларисы Огудаловой, наполненный реалиями и шумами XXI века.
И вот она явилась – контрастная, на другом полюсе – в спектакле Евгения Марчелли в Театре имени Моссовета (Анастасия Белова). Действие происходит все в том же «большом городе Бряхимове» на Волге, в котором угадываются черты Кинешмы. И неспроста: в 1870‑х годах Александр Островский занимал должность почетного мирового судьи в Кинешемском уезде. Он участвовал в процессах, был знаком с криминальной хроникой, то есть имел возможность находить новые темы для своих пьес. Исследователи полагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувших весь уезд: местный житель убил молодую красавицу-жену. История взволновала мирового судью, и он стал искать мотивы случившегося.
Герои моссоветовской «БЕСприданницы» вступают в мрачное пространство бряхимовской кофейни совершенно обыденно, подобно нам, спешащим перекусить в середине дня. Никаких заволжских далей, хоть и гудит где-то на Волге пароход, на котором прибывает в город Паратов, «блестящий барин из судохозяев». Он продает свою «Ласточку» перед женитьбой на наследнице золотых приисков. Над всеми нависает огромная темная стена – декорация на все случаи жизни бряхимовцев (художник-постановщик Игорь Капитанов), словно пожелание сосредоточиться на персонажах Островского, они здесь непростые, буквально к каждому имеет отношение приставка «БЕС», понятно, что означающая.
В первой сцене с ними и познакомимся: с крупным дельцом Кнуровым (Дмитрий Щербина), в возрасте «дожития», как сказали бы о нем современные чиновники, который обсуждает с жизнерадостным Василием Вожеватовым (Сергей Зотов), представителем богатой торговой фирмы, возвращение Паратова и предстоящее замужество Ларисы Огудаловой. Вожеватов в белой панамке – знак того, что он друг детства Ларисы, и зовет она его Васей. Здесь и сама невеста в вызывающем мини, чепчике-вуалетке и коротких сапожках (художник по костюмам Фазиля Сельская), этакий роковой белый цветок, вместе с никчемным своим женихом Карандышевым (Антон Аносов) и маменькой Харитой Игнатьевной – блестящая роль заслуженной артистки Елены Валюшкиной. Ремарка Островского по поводу нарядов Огудаловой-старшей «одета изящно, но смело и не по летам» выполнена на все сто, маменька даст фору дочери. А как без этого, третью дочь замуж выдает.
Познакомились, а дальше становимся свидетелями того, как хоровод поклонников, в центре которого оказывается Паратов, бросивший Ларису год назад и появившийся вновь, чтобы соблазнить ее и окончательно погубить, приценивается к девушке, которая уже названа бриллиантом, которому нужна дорогая оправа, а значит, вещью, которую можно и в орлянку разыграть после ее падения, предложив поездку на выставку в Париж, а потом и вовсе богатое содержание. Змея-искусителя играет Станислав Бондаренко, популярный герой-любовник из сериалов, и эта популярность сослужила ему недобрую службу: легковесен его Паратов, неубедителен, все же у Островского не так просто дается ему решение о женитьбе на золотых приисках…
А что сам бриллиант? Развязные жесты и манеры этой новой Ларисы, которая появляется на сцене в красном купальнике и болотных сапогах, а потом в летящем ярко-красном платье, то и дело демонстрирует свои босые ноги, вызывают недоумение, но и смятение. Одних они наводят на мысли о степени «социальной ответственности» Ларисы, другие сочувствуют ей и понимают ее протест. Кульминацией спектакля становится сцена на званом обеде дома у Огудаловых, когда Лариса на просьбу спеть («Бесприданница» без романса – это как Гамлет без монолога «Быть или не быть», но у Марчелли именно так) встает и начинает издавать странные звуки, похожие на хрип, которые постепенно становятся пронзительным воплем.
На этом фоне понятна и финальная сцена с выстрелом Карандышева куда-то в пространство, после которого Лариса еще находит в себе силы благословить своих продажных знакомцев, садится вместе с ними за стол, с аппетитом ест пельмени – одна из «фишек» спектакля – и постепенно вместе с затемнением уходит в небытие…
Комментарии