search
main
0

Новая Москва к началу учебного года готова

​«О задачах и перспективах развития системы образования Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы на 2012-2013 учебный год» говорили на открытом педсовете в начальной школе города Троицка, в котором приняли участие руководители образовательных учреждений ТиНАО.О насущных проблемах, которые предстоит решить в новом учебном году, говорили префект ТиНАО Алексей Челышев, министр образования Москвы Исаак Калина, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы Виктор Кругляков, глава администрации Троицка Владимир Дудочкин, первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов, начальник Юго-Западного окружного управления образования Алексей Александров, руководитель Управления образования Троицка Ольга Леденева.

Участников педсовета приветствовали ученики начальной школы, а участники педсовета в свою очередь приветствовали молодых специалистов, которые после окончания  учебы придут на работу в образовательные учреждения города.  С основным докладом перед участниками педсовета выступила заместитель  начальника Юго-Западного окружного управления образования Елена Бондаренко.- Система московского образования с 1 июля 2012 года увеличилась на 104 государственных и муниципальных образовательных учреждения. Из них 45 общеобразовательных учреждений с численностью контингента более 23 тыс. учащихся, 53 дошкольных учреждения с численностью более 8 тысяч дошкольников, 6 учреждений дополнительного образования. Переданная сеть образовательных учреждений оказалась очень разнообразной по материально-техническому оснащению, методам и способам организации управления и финансирования, востребованности учреждений, территориальной доступности. Эту ситуацию ярко демонстрирует, например, принцип финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений: в Троицке все образовательные учреждения по своему правовому статусу автономные, что обеспечило их полную самостоятельность и ответственность за деятельность своих учреждений. В то же время образовательные учреждения одного из бывших районов вообще были лишены возможности управлять бюджетом и находились в «ручном управлении» у администрации района. Разной была обеспеченность местами в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. Например, в поселении Московском очередь составляет более 1700 детей, в то же время есть дошкольные учреждения со свободными местами, скажем, в деревне Яковлево, Яковлевское и поселении Птичное в детских садах есть свободные места. Все эти различия требуют глубокого текущего и перспективного анализа потребности в услугах системы образования, разработки плана мероприятий по установлению единых подходов в управлении образовательными учреждениями. Повышение качества образования невозможно без создания качественных условий организации образовательного процесса. Под качественными условиями мы понимаем образовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС общего образования, современное материально-техническое обеспечение, квалифицированных специалистов. Техническое состояние переданного имущественного комплекса образовательных учреждений в большинстве случаев характеризуется высокой степенью износа. Отдельные здания не соответствуют требованиям организации образовательного процесса. Сегодня из общего количества образовательных учреждений в удовлетворительном состоянии находятся 22% учреждения, при этом 24% учреждений имеют здания с износом более 50%. Серьезность ситуации подтверждают такие факты: – три школы не имеют централизованного горячего водоснабжения;- в 6 школах технологическое оборудование не соответствует современным требованиям;- из 45 зданий школ только в 10 обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.Для оперативного приведения образовательных учреждений в состояние готовности к началу учебного года на проведение текущего и капитального ремонта в 62 государственных образовательных учреждения было направлено 225 млн руб.,  муниципальным учреждениям городских округов Троицка и Щербинки на текущий и капитальный ремонт – 93,4 млн руб. Приемка учреждений к новому учебному году выявила проблемы обеспечения противопожарной безопасности, на ликвидацию первоочередных потребностей по созданию условий противопожарной безопасности до конца года предусмотрено еще почти 80 млн руб. Конечно, полностью это не решит задачу создания удовлетворительных условий во всех образовательных учреждениях, да это и невозможно сделать в течение одного полугодия, когда проблемы накапливались годами. Поэтому задача дирекции – комплексное обследование всего имущественного комплекса, разработка плана мероприятий по модернизации основных фондов и проведению работ по благоустройству на 2013 год. Вместе с тем, учитывая, что в прошедшее лето ремонт проходил по заявкам администраций районов Московской области, а текущее положение дел выявило другие острые проблемы в состоянии зданий и инженерных коммуникаций, Департамент образования дополнительно выделил 35 млн руб. на проведение текущего ремонта. В ближайшее время будут проведены торги, а работы  осуществлены в отсутствие образовательного процесса. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности образовательного процесса. На организацию охраны из бюджета Москвы выделено 97,5 млн руб., в том числе 29,3 млн руб. для муниципальных учреждений Троицка и Щербинки. Охрана учреждений организована в соответствии с требованиями, установленными в системе Департамента образования. Не менее важная проблема – информатизация образовательных учреждений. К сожалению, обеспеченность ИКТ-оборудованием в ТиНАО оставляет желать лучшего. В этом направлении в текущем году предусмотрены:- оплата услуг интернет-соединения во всех государственных образовательных учреждениях и во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях Троицка и Щербинки;- обеспечение 641 учителя государственных школ ноутбуками;- поставка автоматизированных рабочих мест по одному классу в каждую государственную и муниципальную школу с оплатой из средств федеральной субсидии в сумме 12 млн руб. На 2013 год в планах приобретение компьютерного оборудования, необходимого для реализации ФГОС. Информатизация касается не только самого образовательного процесса, но и оказания государственных услуг в электронном виде. Это регистрация детей в дошкольных учреждениях, поступление в первый класс, в учреждения дополнительного образования. Мы надеемся на помощь Департамента образования в создании пунктов информационной поддержки при школах. Для этого потребуются и специалисты, и оборудование. В настоящее время, пока формируется база данных по адресам новых территорий Москвы, электронная запись детей возможна в любом из окружных пунктов информационной поддержки, куда могут обратиться жители новых округов с предъявлением паспорта, подтверждающего регистрацию на территории Москвы. Электронные сервисы должны быть внедрены в каждой школе. Это касается ведения электронных журналов и дневников. В настоящее время только в 3 ГОУ и  3 школах Троицка организован подобный электронный сервис. До конца 2012 года планируется поставка учебного оборудования и мебели. На это выделено 119,4 млн руб., из них в виде субсидий Троицку и Щербинке – 28,7 млн руб.Мотивация к обучению, успешная социализация детей также определяются созданием комфортных условий их пребывания в школе. Сюда относятся организация питания, транспортная доступность учреждений, возможности использования инфраструктуры учреждения для свободного времени ребенка и дополнительного образования. На организацию питания из бюджета Москвы в виде целевых субсидий выделено:Для руководителей дошкольных учреждений замечу, что высвободившиеся средства родительской платы, ранее направлявшиеся на закупку продуктов, теперь могут пойти как на увеличение фондов оплаты труда, так и на текущие расходы детского сада. Другая задача, связанная с обеспечением безопасности образовательного процесса, – организация подвоза обучающихся к месту учебы и обратно для обучающихся школ №2068, 2078, 2084, 2059, 2058, 2061, 2062. На эти цели предусмотрено 5,8 млн руб. Если решение задач по созданию инфраструктуры образования – это вопросы органов управления, то самые главные задачи и роль в процессе обучения и воспитания наших детей отведены учителю. В большей степени от работы учителя, его квалификации зависит качество образования. Для этого необходимы действенные механизмы мотивации учителя, обеспечение возможности повышения квалификации. Общая численность работников в учреждениях образования на июль 2012 года составила 2719 человек. Из них доля педагогического персонала составляет 60%, доля работников пенсионного возраста – 20%. Если в Москве вакансий педагогических кадров на сегодняшний день практически нет, то на новых территориях проблема сохраняет свою актуальность в связи с невысоким уровнем оплаты труда и недостаточной привлекательностью социальной и жилищной инфраструктуры. Прежде всего востребованы учителя начальных классов, преподаватели физической культуры, технологии, физики и математики. По состоянию на 1 августа среднемесячная заработная плата учителя в государственных общеобразовательных учреждениях Троицкого и Новомосковского административных округов составляет 37993 руб., в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Троицка – 33024 руб., городского округа Щербинка – 30614 руб. Фактические расходы на 1 учащегося в государственных школах на присоединенной территории находятся в пределах от 65 до 100 тыс. руб. в зависимости от наполняемости школы и классов. То есть по сравнению с утвержденным нормативом (63 тыс. руб.) фактические расходы на 1 ребенка больше от 3 до 60%. Но это, конечно, средние цифры. В каждом конкретном случае необходимо разбираться в причинах низкой оплаты труда при достаточно высоких нормативах финансирования. Причина может быть одна – малая численность контингента учащихся. Где-то, разумеется, низкая численность учащихся обусловлена отдаленностью школы, особенностями здания. Например, из 32 государственных школ округа 21 школа находится на территории с численностью населения менее 10 тыс. чел. (малокомплектное образовательные учреждение – школа в поселке Яковлево №2068 (112 учеников). В любом случае объемы субсидии рассчитаны исходя из сохраненных объемов полугодовой субсидии с ростом на 8%. Что же касается более существенных мер,  то руководителям учреждений  необходимо подумать о возможности объединения ресурсов, создании образовательных комплексов, стоит рассматривать возможность перехода в пилотный проект, разумеется, осознавая, что финансирование по нормативам пилотного проекта подразумевает принятие учреждением на себя обязательств по повышению качества образования. Еще одно направление повышения уровня оплаты труда – использование возможности, предусмотренной Бюджетным кодексом РФ, распоряжением Правительства Москвы о направлении средств экономии по использованию энергоресурсов на стимулирующие выплаты работникам учреждений. Уверена, что о таком механизме еще мало кто задумывался. Однако уверяю, что в этом есть очевидные резервы, например, установление приборов регулирования тепла позволяет экономить до 10% в год средств, направляемых на оплату теплоэнергии. Сегодня для всех уже очевиден тот факт, что финансируется не деятельность учреждения, а результаты его деятельности, то есть реализованные образовательные программы на определенное количество детей. Если учреждение дает повышенные результаты, есть смысл говорить о вступлении в пилотный проект. Более того, практика показывает, что простое увеличение финансирования не всегда коррелирует с повышением качества и результатов деятельности учреждения. Нельзя увеличивать финансирование образовательных учреждений, не понимая тех целей и результатов, которые мы хотим достичь дополнительными финансовыми вливаниями. Наша важная задача – повышение качества образования. Срез был проведен по результатам ЕГЭ и участия в олимпиадах. Результаты в разрезе территорий Москвы по таким показателям, как доля выпускников 1-х (12-х) классов, получивших по результатам ЕГЭ по русскому языку, по математике более 55 баллов. Они отражают наши ориентиры, то, к чему мы должны стремиться. Думаю, что руководители  образовательных учреждений сделают правильные выводы. Необходимо отметить, что наибольшее число победителей в региональном этапе всероссийских олимпиад и победителей в заключительном этапе всероссийских олимпиад в школах Москвы и Троицка. Но ни в коей мере нельзя делать акцент только на показатели олимпиад. Здесь для оценки качественных изменений нужны дополнительные независимые процедуры оценки качества образования. По этому направлению мы будем работать с Московским центром качества образования, а важнейшим показателем будет негласное голосование родителей, когда они будут принимать решение о выборе школы. Тем не менее такой односторонний срез показывает необходимость повышения качества образования через создание механизмов стимулирования работы учителей, привлечение высококвалифицированных кадров. Поэтому основными задачами нового учебного года должны стать:- повышение оплаты труда педагогов. Думаю, что каждая школа должна будет для себя выработать план мероприятий по решению этой задачи, разумеется, не без участия органов управления образованием, предлагаю установить срок для выработки мер – сентябрь этого года;- повышение квалификации педагогического персонала и руководящих работников, создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений, оказание реальной адресной помощи учителям, руководителям образовательных учреждений в развитии их профессионального мастерства – задача для методической службы на предстоящий учебный год.Оценка профессиональной деятельности педагогического работника для установления соответствия уровня квалификации на сегодняшний день проводится в двух формах (по выбору аттестуемого):- экспертная оценка на основе портфолио педагогического работника; – экспертная оценка на основе экспертного заключения образовательного учреждения.Подробная информация размещена на сайте Московского центра образовательного права.Неудовлетворенный спрос населения на услуги дошкольного образования стал одной из актуальных проблем новых территорий Москвы. По состоянию на 1 августа 2012 года численность детей дошкольного возраста, состоящих на учете для определения в государственные и муниципальные ДОУ, в возрасте от 1 года до 7 лет, составляет 6269 чел., включая муниципальные города Щербинку и Троицк. В соответствии с требованиями Правительства Москвы в первую очередь местами должны быть обеспечены дети в возрасте от 3 до 7 лет. Численность таких детей в очереди с сентября  2012 года составляет 2442 чел. В перечень мероприятий войдут оптимизация площадей ДОУ, введение вариативных форм дошкольного образования, открытие групп кратковременного пребывания при общеобразовательных учреждениях, в связи с чем руководителям школ поручено внести изменения в уставы о возможности оказания услуг дошкольного образования. До конца 2012 года планируется открытие 8 новых детских садов на 1465 мест: г. Московский, мкр-3 – на 160 мест, г. Московский, мкр-4 – на 220  и 135 мест, пос. Коммунарка – на 185 мест, пос. Внуковское – на 230 мест, г. Щербинка – на 120 мест, г. Троицк – на 165 мест, выкуп здания ДОУ у Внуковского авиаремонтного завода на 250 мест. Все  эти мероприятия с учетом введения электронной записи детей, проживающих и зарегистрированных на территории Москвы, позволят к 1 января 2013 года сократить очередность до 500 чел. Именно разработка плана мероприятий по ликвидации очередности в дошкольные учреждения будет основанием для финансового обеспечения выполнения государственных заданий дошкольными учреждениями в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Правительства Москвы  №487. Срок начала реализации этой программы – 1 ноября 2012 года. В случае возникновения свободных мест в детских садах они будут в первую очередь предоставляться детям из очереди. Хотя в отдельных школах наполняемость классов не превышает 15 обучающихся, при этом есть 8 школ (в том числе 3 школы в Щербинке), работающих в 2 смены. Все это в комплексе должно стать основой для формирования прогноза развития инфраструктуры образования. Учитывая развитие территории, повышение привлекательности для инвесторов и населения, были сформированы предложения в АИП Москвы по строительству новых детских садов и школ. В перечень предложений вошли 21 дошкольное учреждение, 13 школ. Сегодня  образовательные учреждения ТиНАО в разных условиях с образовательными учреждениями других округов,  это обусловлено сложившимися методами управления системой образования, условиями финансирования и требованиями к результатам деятельности образовательных учреждений. Основная задача – скорейшим образом менять стереотипы управления образовательным учреждением, повышать управленческий профессионализм в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Как известно, свобода – это ответственность за принятые решения. То есть подразумевается ответственность за результаты деятельности учреждения. В этом направлении опорой  руководителей ОУ может стать институт государственно-общественного управления. На новой территории во всех общеобразовательных учреждениях созданы органы государственно-общественного управления, как правило, в форме управляющих советов, в трех школах созданы попечительские советы. Необходимо проанализировать деятельность этих органов, она  не должна  быть формальной. Советы должны принимать непосредственное участие в разработке программ развития учреждения, распределении стимулирующих выплат, давать предложения по составлению планов ФХД, принимать активное участие в других сферах жизни школы, то есть быть по настоящему одним из органов управления образовательным учреждением. Наша задача на ближайшую перспективу – сократить разрыв между образовательными учреждениями Троицкого и Новомосковского округов и образовательными учреждениями остальных округов Москвы не только в финансировании и оплате труда, но и в умении управлять учреждениями по-новому, доказать способность повышения качества образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте