Города России приступили к обмену эффективными управленческими и педагогическими практиками, а также опытом реализации новейших идей современного школьного образования.
На пресс-конференции в Департаменте образования города Москвы были анонсированы первые мероприятия проекта «Взаимообучение российских городов». Во встрече с журналистами приняли участие директор Московского центра развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО) Алексей Рытов, начальник Управления образования города Твери Надежда Афонина, председатель Комитета образования Выборгского района Ленинградской области Ольга Карвелис, председатель Комитета образования и науки города Новокузнецка Юлия Соловьева, президент региональной общественной организации «Ассоциация победителей олимпиад» Артем Шишов.Участники встречи рассказали собравшимся о механизмах и ближайших планах реализации взаимообучения. Обсудили его задачи и поделились своими ожиданиями. Артем Шишов презентовал первый вебинар «Системный подход к развитию талантов обучающихся», в котором подтвердили свое участие почти 30 городов Российской Федерации.Напомним, что идея взаимообучения городов была озвучена на проходившем в Москве международном форуме «Город образования». Инициаторами выступили начальники отделов управления образования нескольких российских городов. Они же предложили возложить функции модератора проекта на столичную систему образования.- Мы сделали такое предложение Москве, – подчеркнула, выступая в ходе пресс-конференции, Надежда Афонина, – потому что столица в 2017 году уже сумела запустить механизмы взаимодействия и обмена передовыми эффективными практиками в рамках программы «Школы городов России – партнеры Москвы». Мы увидели лидера, который даст нам возможность делиться опытом для достижения общей цели – повышения образовательных результатов наших детей. Например, на сегодняшний момент нас очень интересует опыт Москвы по достижению высоких результатов в области олимпиадного движения, в том числе и в олимпиадах международного уровня. И мы хотели бы позаимствовать у коллег эти положительные технологии подготовки обучающихся.Московская система образования действительно первой откликнулась на требования федеральных государственных образовательных стандартов в части создания условий для выявления, сопровождения и распространения лучших практик повышения качества образования и модернизации содержания и технологий общего образования в разных предметных областях. За прошедший год обучение в столице прошли около 350 руководителей образовательных организаций из таких российских городов, как Балаково, Ижевск, Казань, Пенза, Ростов-на-Дону, Сочи.По словам Алексея Рытова, сегодня география городов, от которых уже поступили запросы на обучение в Москве, охватывает практически всю территорию страны – от Иркутска до Калининграда, от Архангельска до Сочи. В перечне наиболее часто встречающихся запросов: организация работы образовательных комплексов, формульные инструменты управления, Московская электронная школа, эффективные механизмы повышения качества образовательных результатов учащихся.Но столичные школы не только делились наработками с коллегами, они изучали их наиболее успешные образовательные практики. 118 команд под руководством директоров московских образовательных учреждений посетили 60 российских городов. Как отметил Алексей Рытов, отвечая на вопросы представителей прессы, из каждого города, в который выезжали московские команды директоров и преподавателей, они привозили что-то полезное по направлениям воспитательной, патриотической, волонтерской и разной другой работы. Едва ли не в каждом городе они находили эффективные управленческие и педагогические практики и затем с интересом рассказывали о них в публичном пространстве.- В рамках взаимообучения 4‑5 октября на обучение в Москву приедет рекордная делегация из 60 человек, основу которой составят директора и учителя школ из Ижевска и Твери, а к ним примкнут несколько представителей из других городов, – рассказал журналистам Алексей Рытов. – На площадках школ №1560 и 1474 они пройдут обучение по теме «Образовательная среда московской школы – от эффективного управления к высоким результатам». Ознакомятся с подходами формульного финансирования московской системы образования, с принципами построения московского рейтинга школ по вкладу в качественное образование московских школьников, с условиями, которые созданы в столичных школах для реализации профильного и предпрофессионального образования.Следует отметить, что тематика такого обучения формулируется как желающими ознакомиться с конкретным опытом других городов, так и самими городами, готовыми транслировать свой опыт по направлениям, в которых им удалось достичь серьезных измеряемых результатов.В проекте будет использоваться не только очная, но и дистанционная форма обучения. Для этого в МЦРКПО была разработана единая сервисная система, включающая в себя календарь образовательных событий – очные и дистанционные мероприятия, заявленные городами – участниками проекта. Используя эту сервисную систему, город может оставить запрос на участие в том или ином мероприятии, анонсировать результативные управленческие и педагогические практики, которыми готов поделиться с коллегами. Подобное взаимодействие – это трансляция лучших практик от директора директору, от школы школе, от учителя учителю, это возможность совместного поиска эффективных управленческих и педагогических решений, возможность обсуждения актуальных программ и методик, а также обмена опытом в части использования потенциала городских организаций науки, культуры и бизнеса для повышения качества образования.Кстати, в следующем году гостей на очное обучение будет принимать Выборг. В этой связи Ольга Карвелис рассказала присутствовавшим на пресс-конференции, что обучение в столице прошли практически все директора Выборгского района. И строилось оно не только на лекционных формах занятий, а в большей степени на практико-ориентированных, базирующихся на знакомстве с самым интересным опытом московских школ.- Конечно, нас заинтересовали новые практики, – сказала Ольга Карвелис, – и в первую очередь мы примерили на себя опыт создания образовательных комплексов, но сделали это не на городской территории, а в сельской местности. Мы создали Первомайский центр в Выборгском районе, в который вошли 7 образовательных учреждений, и получили очень зрелищные системные эффекты. Если в 2015 году у нас детей, которые получили по предметам не менее 220 баллов, было всего 8 процентов, то к 2018 году их количество увеличилось в 5 раз, до 40 процентов. Если раньше на весь этот центр у нас был всего один призер Всероссийской олимпиады школьников, то в 2018 году их уже 18.Ответила Ольга Карвелис и на вопрос журналиста, почему опыт использовали только в сельской местности:- На наш взгляд, применять даже какие-то эффективные механизмы, которые уже доказали свое действие в других городах, надо только тогда, когда это применение аргументированно. И вот в сельской местности оно действительно было аргументированно. Потому что там у нас есть проблемы с кадрами, с руководителями. И когда мы объединили семь учреждений в одно, мы получили возможность выбора самого эффективного руководителя, получили лучшего бухгалтера из семи учреждений. Мы действительно решили за счет объединения свои проблемы. А в Выборге у нас таких проблем пока не существует, и в городе мы используем другие механизмы. Если говорить о повышении результативности, то Выборгский район дал четырех победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Такие результаты достигнуты нами впервые.Очень показательно, что проект уже привлек новые города, не взаимодействовавшие с Москвой прежде в рамках столичной программы. Одним из таких новых участников стал Новокузнецк.- Сегодня у нас состоялось подписание соглашения, Новокузнецк стал полноправным участником проекта взаимообучения городов, – рассказала собравшимся Юлия Соловьева. – Хочу поблагодарить за предоставленную возможность к нему присоединиться. Мы ожидаем эффективного взаимодействия, которое позволит прикоснуться не только нашим директорам, но и нашим педагогам к тому ценному опыту, который в российской системе образования, безусловно, присутствует. Мы готовы поделиться своими достижениями и ждем делегации из других городов. Хочется верить, что проект позволит педагогическому сообществу ближе знакомиться с теми наработками, которые уже приносят результаты, и что слово «сотрудничество» будет ключевым в этом проекте.
Комментарии